47th International Philological Research Conference

"Двуголосое слово" как структурообразующий принцип построения нарративов в фильмах "Дюба-Дюба" и "Окраина"

Борис Викторович Рейфман
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет

129
2018-03-22
17:30 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

двуголосое слово; культурный код; цитата; структура произведения; синтактика; семантика; вненаходимость; завершение

Тезисы

В докладе анализируются фильмы А. Хвана «Дюба-Дюба» и П. Луцыка «Окраина», снятые в 1990-е годы по сценариям Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Показывается, что одним из основных приемов построения нарративов в этих картинах является выстраивание «реальными авторами» структуры одновременного «звучания» различных не подавляющих, но и не дополняющих друг друга «голосов» Представляется, что в рассматриваемых фильмах эти  автономные «голоса», или, по-другому, культурные коды – реалистический, эпический, «киномифологический», цитатный – абсолютно самодостаточны и индифферентны друг к другу. По причине такой индифферентности, выражающейся в безразличии к взаимному подчинению, а также вследствие отсутствия какой-либо предданной установки, которая бы указывала на точку зрения «более прогрессивной истины» на некий «архаичный» социокультурный «объект дистанцирования», эти сосуществующие культурные коды не образуют в итоге ни «стебательской» структуры, ни структуры постмодернистского пастиша. В то же время, подобный структурообразующий принцип «двуголосого слова» был тематизирован и в разные периоды творчества по-разному концептуализирован М.М. Бахтиным, а В.С. Библер при анализе поэзии И. Бродского высказал идею одновременного сосуществования/наложения "двух синтактических строев в одном поэтическом высказывании". Происхождение же «двуголосого слова» Бахтин в своей концепции полифонического романа Достоевского связывал с выходом автора произведения на интерсубъективный уровень его «Я», являющийся уровнем «высшей степени социальности», одновременности «своего и чужого сознания». Именно в такой логике, развивающей более ранние бахтинские идеи «вненаходимости» и «завершения», предлагается в докладе интерпретировать и структурный принцип построения нарративов в фильмах «Дюба-Дюба» и «Окраина».