"Двуголосое слово" как структурообразующий принцип построения нарративов в фильмах "Дюба-Дюба" и "Окраина"
Борис Викторович Рейфман
Докладчик
доцент
Российский государственный гуманитарный университет
Российский государственный гуманитарный университет
129
2018-03-22
17:30 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
двуголосое слово; культурный
код; цитата; структура произведения; синтактика; семантика; вненаходимость; завершение
Тезисы
В докладе анализируются
фильмы А. Хвана «Дюба-Дюба» и П. Луцыка «Окраина», снятые в 1990-е годы по
сценариям Петра Луцыка и Алексея Саморядова. Показывается, что одним из
основных приемов построения нарративов в этих картинах является выстраивание «реальными
авторами» структуры одновременного «звучания» различных не подавляющих, но и не
дополняющих друг друга «голосов» Представляется, что в рассматриваемых фильмах эти
автономные «голоса», или, по-другому,
культурные коды – реалистический, эпический, «киномифологический», цитатный – абсолютно
самодостаточны и индифферентны друг к другу. По причине такой индифферентности,
выражающейся в безразличии к взаимному подчинению, а также вследствие отсутствия
какой-либо предданной установки, которая
бы указывала на точку зрения «более прогрессивной истины» на некий «архаичный» социокультурный
«объект дистанцирования», эти сосуществующие культурные коды не образуют в
итоге ни «стебательской» структуры, ни структуры постмодернистского пастиша. В
то же время, подобный структурообразующий принцип «двуголосого
слова» был тематизирован и в разные периоды творчества по-разному
концептуализирован М.М. Бахтиным, а В.С. Библер при анализе поэзии И. Бродского
высказал идею
одновременного сосуществования/наложения "двух синтактических строев в
одном поэтическом высказывании". Происхождение же «двуголосого слова» Бахтин
в своей концепции полифонического романа Достоевского связывал с выходом автора
произведения на интерсубъективный уровень его «Я»,
являющийся уровнем «высшей степени социальности», одновременности «своего и
чужого сознания». Именно в такой логике, развивающей более ранние бахтинские идеи
«вненаходимости» и «завершения», предлагается в докладе интерпретировать и структурный
принцип построения нарративов в фильмах «Дюба-Дюба» и «Окраина».