47th International Philological Research Conference

Cпор об имени: поэтический язык М. В. Ломоносова и норманнская теория

Пётр Евгеньевич Бухаркин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН

171
2018-03-21
13:00 - 13:30

Ключевые слова, аннотация

русский литературный язык 18 в., поэтический язык, синтаксис, латинизация, церковнославянский язык, немецкие академики, Ломоносов, Кантемир, Тредиаковский 

Тезисы

1. Границы в культуре и их постоянное пересечение неизменно привлекают к себе внимание исследователей. Применительно к культурной ситуации в России 18 в. наибольший интерес в последние десятилетия вызывает политическая ангажированность многих литературных произведений, причем далеко не всегда подобная ангажированность проявляется отчетливо; в ряде случаев связь между поэзией и политикой/идеологией выражается косвенно. К таким случаям относится поэтическая реакция М. В. Ломоносова на норманнскую теорию. 2. Имеется в виду именно ломоносовская поэтическая реакция, а не прямое выражение его крайне негативного отношения к данной теории, реакция, своеобразно выразившаяся в понимании поэтического языка и параллельной ему стихотворной практике Ломоносова. В своем понимании поэтического языка Ломоносов крайне существенно разнился от предшественников (А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский), которые, стремясь приблизить высокие регистры словесности к европейским литературам, латинизировали поэтический стиль, обыгрывая, при этом, некоторое сходство церковнославянских синтаксических конструкций с латинским синтаксисом. В результате, церковнославянское языковое начало воспринималось как отчасти «чужое». Ломоносов, как известно, полностью изменил отношение к славянизмам. 3. Его позиция была обусловлена многими причинами, в их числе – полемическим восприятием норманнской теории, следствием чего, возможно, и стало негативное отношение к латинизации и понимание поэтического языка как высшей формы репрезентации гармонического синтеза  церковнославянских и русских языковых стихий.