О понятии «хронопойэсис» как микрограмматике употребления видов русского глагола в повествовании. Научный и дидактический вклад французского русиста и лингвиста Жана-Поля Семона (1934-2015) в русскую аспектологию.
Olivier Azam
Докладчик
доцент
École Normale Supérieure (Paris) - Centre de Linguistique en Sorbonne
École Normale Supérieure (Paris) - Centre de Linguistique en Sorbonne
195
2018-03-22
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
Хронопойэсис; вид; повествование; действие-порог; синтаксис
Тезисы
Предлагаемый доклад ставит себе целью лучше ознакомить русскую публику с
понятием «хронопойэсис», занимающим центральное место в творчестве французского
аспектолога Жана-Поля Семона, и показать, какую пользу можно извлечь, изолируя
микрограмматику употребления видов в повествовании от общих правил синтаксиса
видов.
Термином «хронопойэсис» — «времяпроизводство» — Ж.-П. Семон называет всю совокупность лингвистических средств, позволяющих говорящему воссоздать в сознании собеседника течение времени. Цель хронопойэсиса — вызвать у адресата высказывания представление о совершившихся действиях, как можно точнее соответствующее их последовательности в действительности. Вслед за Э. Бенвенистом, различившим в высказывании «план истории», (который мы назовём планом повествования) и «план речи», Ж.-П. Семон проводит чёткое различие между двумя взаимодополняющими системами употребления видов глагола в русском языке, отличая собственно «хронодинамические» действия, восходящие к плану повествования, от всех остальных глагольных действий. Изучение хронопойэсиса зиждется на определении разницы между двумя видами хронодинамических действий, а именно между теми, которые расставляют новые временные пороги в повествовании, и теми, которые происходят в рамках определенного настоящего времени повествования, протекающего между двумя действиями-порогами.
Если учесть эту разницу, употребление видов в каждом типе хронопойэсиса (однократом, обычно-многократном и наглядно-примерно-многократном) сводится к совсем простым правилам. Кроме того, исходя не из лингвистической категории, а из универсалий, хронопойэсис представляет собой ономасиологический подход к изучению видов в повествовании, более доступный иностранцам, чем обычные семасиологические попытки описания употребления видов.
Термином «хронопойэсис» — «времяпроизводство» — Ж.-П. Семон называет всю совокупность лингвистических средств, позволяющих говорящему воссоздать в сознании собеседника течение времени. Цель хронопойэсиса — вызвать у адресата высказывания представление о совершившихся действиях, как можно точнее соответствующее их последовательности в действительности. Вслед за Э. Бенвенистом, различившим в высказывании «план истории», (который мы назовём планом повествования) и «план речи», Ж.-П. Семон проводит чёткое различие между двумя взаимодополняющими системами употребления видов глагола в русском языке, отличая собственно «хронодинамические» действия, восходящие к плану повествования, от всех остальных глагольных действий. Изучение хронопойэсиса зиждется на определении разницы между двумя видами хронодинамических действий, а именно между теми, которые расставляют новые временные пороги в повествовании, и теми, которые происходят в рамках определенного настоящего времени повествования, протекающего между двумя действиями-порогами.
Если учесть эту разницу, употребление видов в каждом типе хронопойэсиса (однократом, обычно-многократном и наглядно-примерно-многократном) сводится к совсем простым правилам. Кроме того, исходя не из лингвистической категории, а из универсалий, хронопойэсис представляет собой ономасиологический подход к изучению видов в повествовании, более доступный иностранцам, чем обычные семасиологические попытки описания употребления видов.