Страдания немолодого кинока: нарративные опыты Вертова-сценариста
Александр Алексеевич Пронин
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2018-03-23
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
нарратив; киносценарий; автор; Вертов; фильм
Тезисы
Дзига Вертов, в 1920 годы заявлявший
о ненужности киносценария для киноков, с середины 30-х и до конца жизни был
вынужден не столько снимать фильмы, сколько писать заявки и сценарии.
Большая часть из них так и
осталась нереализованной, но эти «тексты для кино» представляют интерес в качестве нарративных
опытов Вертова-сценариста. В игровой «Сказке о великане» (1940 г.), написанной в
соавторстве с М. Ильиным и Е. Сегал, создается космогонический киномиф
в духе Вертова-кинока («Шестая часть», «Симфония Донбаса», «Человек с
киноаппаратом»). Своеобразные фигуры эпической и миметической наррации в
сочетании с визуальными и музыкальными средствами выразительности формируют пафосную
экранную историю о новой формации созидателей с олицетворяющим ее Сталиным. Это
настоящий Дзига Вертов, хоть и «детфильмовский».
В «Маленькой Ане» (1944) Вертов создает
вполне соцреалистический биографический кинонарратив о юной героине войны. Сравнение
двух вариантов сценария показывает, что автор
сконцентрировался на поисках наиболее адекватной структуры нарратива: его формы,
стратегий и тактик повествования, возможностей
управления нарративной ситуации автором. Это продуктивный опыт, из которого
впоследствии выросла «Катюша» В. Лисаковича,
но страдания измотанного борьбой кинока очевидны. Он капитулировал.