Как превратить картинки в текст, или о синтаксических особенностях графических рассказов для детей про Умную Машу (на материале рассказов Д. Хармса и Н. Гернет)
Александра Андреевна Брыкова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2018-03-22
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
графический рассказ; Умная Маша; синтаксический анализ текста; эллиптические конструкции; ритмизация; диалогичность
Тезисы
Графические рассказы про
Умную Машу, бывшие неотъемлемой частью детского журнала «Чиж» в 20–30-е гг. ХХ в.,
являются показательным примером совмещения визуального и текстового рядов при
создании нового для советской детской литературы жанра. Анализ и сопоставление
синтаксической структуры текстов Д. Хармса и Н. Гернет, написанных в
разное время для одних и тех же рассказов, дают возможность оценить разность
подходов, которых придерживаются эти авторы в решении эстетических и
воспитательных задач.
Тексты Хармса созданы с учетом особенностей детского восприятия: большое значение придается хронотопу и сюжетной динамике, что проявляется в обилии детерминантов места и времени, смене видовременных форм глаголов, в предпочтении неполных и эллиптических конструкций: «Вдруг подул ветер. Сейчас упадет чистое белье прямо в пыль!» [Чиж 1934, 8: 21].
В текстах Гернет большое значение придается диалогичности – внутренней (между персонажами) и внешней (между автором и читателем). Внутренняя диалогичность достигается за счет включения в текст прямой речи, внешняя - за счет форм глагола 2 л. мн. ч. и личных местоимений, которые четко обозначают социальные роли ребенок – взрослый, формируют вектор восприятия и оценки событий и персонажей, акцентируют внимания на визуальном ряде: «Машу очень любили воробьи. За что – догадайтесь сами [на картинке Умная Маша сыплет воробьям пшено – А.Б.]» [Гернет 1969: 7].
Таким образом, синтаксический анализ текстов позволяют судить о специфике графического рассказа как жанра, а также делать выводы об особенностях восприятия феномена детства (и ребенка как адресата) разными авторами одной эпохи.
Источники
Гернет Н. Умная Маша, Ленинград: Детская литература, 1969. 17 с.
Маша и воробьи // Чиж. Ежемесячный журнал для детей младшего возраста. №8, 1934. С. 21
Тексты Хармса созданы с учетом особенностей детского восприятия: большое значение придается хронотопу и сюжетной динамике, что проявляется в обилии детерминантов места и времени, смене видовременных форм глаголов, в предпочтении неполных и эллиптических конструкций: «Вдруг подул ветер. Сейчас упадет чистое белье прямо в пыль!» [Чиж 1934, 8: 21].
В текстах Гернет большое значение придается диалогичности – внутренней (между персонажами) и внешней (между автором и читателем). Внутренняя диалогичность достигается за счет включения в текст прямой речи, внешняя - за счет форм глагола 2 л. мн. ч. и личных местоимений, которые четко обозначают социальные роли ребенок – взрослый, формируют вектор восприятия и оценки событий и персонажей, акцентируют внимания на визуальном ряде: «Машу очень любили воробьи. За что – догадайтесь сами [на картинке Умная Маша сыплет воробьям пшено – А.Б.]» [Гернет 1969: 7].
Таким образом, синтаксический анализ текстов позволяют судить о специфике графического рассказа как жанра, а также делать выводы об особенностях восприятия феномена детства (и ребенка как адресата) разными авторами одной эпохи.
Источники
Гернет Н. Умная Маша, Ленинград: Детская литература, 1969. 17 с.
Маша и воробьи // Чиж. Ежемесячный журнал для детей младшего возраста. №8, 1934. С. 21