Драма и кино: проблема пространственной точки зрения
Лариса Геннадьевна Тютелова
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)
201
2018-03-27
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Драматический автор; читатель; зритель; драматическое пространство; «ремарочный субъект»; пространственная точка зрения.
Тезисы
Когда драма выходит за рамки канонических
форм и подобно роману осваивает территорию незавершенного настоящего, важна демонстрация
существенной причастности автора процессу становления мира. Новый драматический
автор должен «войти» в драматический мир, приблизиться к герою,
дистанцироваться от него и т.п.
О подвижности авторской позиции говорит препозитивная
ремарка. Благодаря словам так называемого «ремарочного субъекта» разворачивается
панорама драматического пространства, которую мы видим как последовательно
рисуемое полотно. К отдельным деталям «ремарочный субъект» может присматриваться
особенно пристально, некоторые не замечать.
При этом драматическая панорама перестает
быть застывшим полотном. По отношению к нему автор и его герой относительно
свободны. Они ему сущностно причастны, но могут быть и отстранены от него.
Любое движение в рамках драматической
панорамы привлекает внимание наблюдающего к точке движения и говорения, т.е. к
начинающемуся или уже разворачивающемуся событию. Но следить за этим событием,
как показывают автор посредством «ремарочного субъекта» и героев, можно не
отождествляясь с действующим лицом. Достаточно быть соглядатаем, приближающимся
к происходящему или отстраняющимся от него.
Динамика пространственного движения
позволяет драматургу оформить свою позицию видения и оценки происходящего и
завершить мир драмы. При этом театральному зрителю не доступны возможности
читателя. И только камера как фокус представления драматической картины и ее
освоения решает проблему «вхождения в драматический мир», смены ракурсов его видения,
существования в нем и выхода за его пределы.
Следовательно,
драматический текст задолго до рождения кинематографа открывает возможности
нового освоения движущихся картин.