47th International Philological Research Conference

Перфект в трех древнерусских рукописях XII-XIII веков.

Эльвира Халитовна Шаяхметова
Докладчик
аспирант
Казанский (Приволжский) федеральный университет

204
2018-03-22
13:00 - 13:20

Ключевые слова, аннотация

древнерусский язык, сложные претериты, перфект, семантика глагольных форм, древнерусские рукописи

Тезисы

Исследование проводилось с целью изучения семантического и функционального статуса перфекта в трех компилятивных сборниках толково-поучительного содержания: Троицкий сборник XII-XIII века (РГБ, ф.304.I, №12), Изборник (ГПБ, Q.p.I,18) и Толстовский сборник (ГПБ, F.п.I.39). Тр12 и Изб13 изучались по электронному набору рукописей (опубликованы на сайте http://mns.udsu.ru/), Тол — по фотокопии рукописи. Материалы данных рукописей мало изучены с точки зрения исторической грамматики. Вопросы об особенностях функционирования претеритных форм до сих пор являются дискуссионными, в последнее время все большее количество ученых отходит от «традиционного» понимания значения перфекта. Активно выдвигаются гипотезы о семантическом наполнении перфекта: перфект осмысляется в символико-риторических параметрах, в качестве формы, передающей «акт веры», повествующий о ситуациях, имеющих «мистическую природу», далее расширяет значение, передавая экстраординарный характер ситуации, эмфатические утверждение и вопрос, а также отсылку [Гаспаров 2003]; формы перфекта «предполагают наличие у читателя определённых сведений», источником которых может быть предыдущий текст, фонд общих знаний, либо логическая интерференция [Петрухин 2004]; перфект имел значение удостоверительности, свидетельствования [Жолобов 2016]. В ходе исследования были проанализированы особенности функционирования форм перфекта в рукописях - контекст употребления, использование вариантов со связкой и без, взаимодействие с другими глагольными формами (в том числе использование в качестве однородных членов, например, с аористами) и др. Была сделана попытка очертить совокупность значений перфекта. Объединяющим компонентом всех значений является их субъективность. В книжных источниках перфект обслуживает ситуации, связанные с сакральным (обозначает действия святых, Бога, божественной силы) и способствует развитию ораторского пафоса (употребляется при противопоставлении, в риторических конструкциях).