Смеховая традиция балагурства в повествовательной прозе В.Г. Распутина
Арина Анатольевна Митрофанова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2018-03-24
11:50 -
12:15
Ключевые слова, аннотация
В.Распутин; повествовательная проза; балагурство; народная речь; комическое
Тезисы
Балагурство – принцип продуцирования
диалогической/монологической народной речи, основанный на приемах языковой игры.
Балагурство как национальная форма смеха является стилеобразующим принципом
ряда фольклорных жанров. В творчестве В.Распутина
смех, рождающийся в разнообразной, изобретательной словесной игре героев, представляет
собой абсолютно положительное начало, подразумевает идею о заключенной в народе
свободной, безграничной созидательной энергии.
В повести «Последний срок» балагурство выражает авторское свободное, гармоническое отношение к миру, поэтому распространяется на речь и повествующего лица, и героев. Объемный речевой материал, организованный принципом языковой игры, вводится в текст, посвященный «последнему сроку» человека. Шутливые оскорбления, оксюморонные выражения, в которых высокая тема называется грубо просторечными формами низкой речи, парадоксы, эротические шутки – данные элементы используются героями в диалогах о смерти. Смеховые формы выражения идеи побеждаемой смерти выработаны в народной культуре, арсенал которой наследует Распутин.
В последующем творчестве эпизоды вблизи смерти сохраняют балагурство как речевую характеристику героев. В их речи проявляется самоирония, объектом которой является собственная физическая немощь. Однако в целом комическое в речевой сфере персонажей и повествователя уходит на текстовую периферию.
В середине 1990-х гг. Распутин возвращается к балагурству как принципу речевого поведения героев, воплощающему идею спасения народа через язык. Создается соответствующий тип героя из народной среды, через смеховое слово которого проявляется потенциал творческой энергии народа.
В повести «Последний срок» балагурство выражает авторское свободное, гармоническое отношение к миру, поэтому распространяется на речь и повествующего лица, и героев. Объемный речевой материал, организованный принципом языковой игры, вводится в текст, посвященный «последнему сроку» человека. Шутливые оскорбления, оксюморонные выражения, в которых высокая тема называется грубо просторечными формами низкой речи, парадоксы, эротические шутки – данные элементы используются героями в диалогах о смерти. Смеховые формы выражения идеи побеждаемой смерти выработаны в народной культуре, арсенал которой наследует Распутин.
В последующем творчестве эпизоды вблизи смерти сохраняют балагурство как речевую характеристику героев. В их речи проявляется самоирония, объектом которой является собственная физическая немощь. Однако в целом комическое в речевой сфере персонажей и повествователя уходит на текстовую периферию.
В середине 1990-х гг. Распутин возвращается к балагурству как принципу речевого поведения героев, воплощающему идею спасения народа через язык. Создается соответствующий тип героя из народной среды, через смеховое слово которого проявляется потенциал творческой энергии народа.