Метафикциональность в slow cinema: поиск фигуры
Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
независимый исследователь
129
2018-03-22
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
метафикциональность; теория вымысла; кинонарратив; slow cinema; нарративные фигуры
Тезисы
На всем протяжении развития кинематографа граница
вымышленного и фактического оставалась источником экспериментов и очагом
повышенного смыслообразования. Теория вымысла, с 90-х годов занятая изучением
«фикциональных указателей», уделяет особое внимание поиску границ метавымысла в
нарративах различной медиальной и жанровой природы. Вопрос создания метафикциональности
в кино остается одним из наименее изученных. Формально метавымысел маркируется
нарративной фигурой (металепсис, редупликация, удвоение), задающей игру с
нарративными уровнями. Чаще всего фигура затрагивает функцию участников мира
истории, наделяя их гибридными характеристиками. Гибридный персонаж существует
одновременно в нескольких диегезисах и выполняет функцию проводника между ними
(писатель в «Реконструкции» К. Боэ). В то же время, опыт авторского
кино показывает: метафикциональность не сводится к созданию «шкатулочного
мира», выходящего из-под пера Демиурга, но выстраивает многомерное
повествование со сложной онтологической природой. Одним из признаков нового
взгляда на метавымысел в кинонарративе становится отсутствие фигуры,
маркирующей сдвиг во вторичную реальность. Функции гибридного персонажа
существенно трансформируются в slow cinema: фигура уступает место
киностилистике. Так, в «Хаухе» Л. Алонсо героиня существует одновременно и в
стране благоденствия XIX века, и в современной Дании; однако смещения между
диегезисами не маркируются «креативной функцией» персонажа. Особую роль в
создании метафикциональности вместо фигуры выполняют кинематографические
средства: от тревеллинга и движения камеры до внутрикадрового монтажа.
Разрушение онтологической целостности мира истории и гибридизация персонажа
трансформируют событийную логику фильма, в которой статус подлинного события
постоянно оспаривается. В докладе будут рассмотрены два полюса
кинематографической метафикциональности и изучены стратегии создания гибридного
персонажа на примере фильмов К. Боэ и Л. Алонсо.