Комплексная драматургическая модель
Виктория Андреевна Фомина
Докладчик
доцент
Московский Городской Психолого-Педагогический университет
Московский Городской Психолого-Педагогический университет
201
2018-03-27
11:00 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
сюжет линейный, нелинейный; кино-пространство; герой-медиатор; структура; фабула, Аристотель; драматургия точек зрения; драматургия движущихся картин; Эпштейн, Леонгард, Лотман, Хитрук, Нехорошев
Тезисы
Комплексная драматургическая
модель была сформулирована шесть лет назад на материале российской кукольной
анимации. Речь шла о традиционном, начиная с первых картин В. Старевича, российском кукольном кино, которое
на тот момент почти исчезло, и об анимационной драматургии, которая еще толком
не началась. Соответственно пришлось брать во внимание более общие
теоретические положения, которые можно применить к анимации (в частности, кукольной). В ходе исследования ряда моделей
начала ХХ в. стало понятно, что в теории нелинейной драматургии речь
идет не о новом, а скорее о хорошо забытом старом. В книге «Видимый
мир» М. Ямпольского описана драматургия движущихся картин К. Леонгарда, хорошо применимая к видеоклипам и к анимации. Кроме двух статей в РГБ, ссылок на эту теорию не нашлось. Немногим более известна драматургия точек зрения Ж. Эпштейна. Забвение многоуровневой драматургической модели произошло несмотря на незабвенное
имя ее автора Ф. Хитрука. Подобная история связана с пространственной
моделью Ю. Лотмана. Нелинейные драматургические модели, из которых складывалась единая комплексная модель, оказались почти так же забыты, как и вид кино, на материале которого она была исследована.
Кукольный фильм сочетает в себе черты театра и анимации, линейные и нелинейные драматургические принципы. Его характерной особенностью (с первых картин) является анимационный синтез, свойственный современному кино вообще. Благодаря синтетической природе кукольного кино, его драматургия дает уникальные возможности для комплексного подхода к созданию модели.
Этот подход был применен в четырехмерном пространстве кукольного фильма. Модель четырехмерного пространства была разработана в исследованиях Б. Раушенбаха, на его основе строилась комплексная модель, где линейные и нелинейные драматургические принципы были разнесены по разным координатам.
Оказалось, что комплексная модель применима также для других видов кино и дает общую методологию построения драматургии.
Кукольный фильм сочетает в себе черты театра и анимации, линейные и нелинейные драматургические принципы. Его характерной особенностью (с первых картин) является анимационный синтез, свойственный современному кино вообще. Благодаря синтетической природе кукольного кино, его драматургия дает уникальные возможности для комплексного подхода к созданию модели.
Этот подход был применен в четырехмерном пространстве кукольного фильма. Модель четырехмерного пространства была разработана в исследованиях Б. Раушенбаха, на его основе строилась комплексная модель, где линейные и нелинейные драматургические принципы были разнесены по разным координатам.
Оказалось, что комплексная модель применима также для других видов кино и дает общую методологию построения драматургии.