47th International Philological Research Conference

Обучение русской письменной речи на начальном этапе подготовки студентов-русистов в китайских вузах («Учебная программа» и ее соотношение с требованиями ТРЯ-4 и ТРКИ-1)

Юй Хэ
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2018-03-21
19:55 - 20:10

Ключевые слова, аннотация

учебная программа; письменная речь; письмо; начальный этап обучения; тесты по русскому языку; китайские студенты-русисты

Тезисы

«Учебная программа в подготовке студентов-русистов в китайских вузах» впервые вышла в свет в 2003 году в Китае. Она была разработана под руководством отделения преподавания русского языка как специальности при Учебной комиссии по преподаванию иностранных языков в вузах. В Программе отражены новейшие исследовательские достижения в сфере преподавании русского языка в Китае, а также практические изменения в социальных потребностях профессионального знания русского языка китайскими специалистами. Эта программа широко используется в китайских вузах, в которых открыто учебное направление «русский язык».Согласно содержаниям и требованиям данной Программы каждый год организованы тесты по русскому языку (ТРЯ) для студентов-русистов, чтобы проверить их уровень владения разными видами речевой деятельности. Данные тесты разделены на два уровня: ТРЯ-4 (для начального этапа обучения) и ТРЯ-8 (для продвинутого этапа обучения). По сравнению заданий по «Письму» в ТРЯ-4 и ТРКИ-1, можем сделать следующие выводы:1) в ТРКИ-1 проверяется умение создавать текст репродуктивного характера, что полезно для дальнейшего обучения -- создания вторичного текста более сложных типов; а в ТРЯ-4 такого типа задания не прилагают;2) требования к созданию продуктивного текста в ТРЯ-4 гораздо меньше, чем в ТРКИ-1. В этом случае от учащихся требует побольше самостоятельно осмыслить содержание своего изложения в соответствии с предложенной темой;3) в ТРЯ-4 задания по «письму» часто связаны со страноведческими знаниями о русских традициях, обычаях, стереотипах и т.д. Такое задание для учащихся интереснее, так как оно стимулирует их больше ознакомить с культурой и историей страны, язык которого изучается.