47th International Philological Research Conference

Поединок певцов как способ конструирования киносюжета: Алан Кросланд, Григорий Александров, Милош Форман

Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь

129
2018-03-22
13:30 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

нарратив; музыкальный фильм; сакральное; профанное; классика; джаз; звуковой фильм; интермедиальность

Тезисы

Начиная с античности, разные виды искусства то и дело возвращаются к сюжету состязания певцов. В докладе предполагается показать, как с возникновением звукового кино «поединок певцов» приобретает особую актуальность, а сюжетная схема музыкального соперничества трансформируется. Состязание певцов в кино, как правило, символизирует борьбу высокого и низкого, сакрального и профанного, элитарного и массового, меняющую свой характер в зависимости от этапа культурной истории и от жанра фильма. Мой тезис состоит в том, что в т.н. «музыкальном фильме» соперничество стилей конструирует такой кинонарратив, в котором «низкое» одерживает верх над «высоким». В развитии киносюжета «битвы певцов» от 1920-х к 1960-м годам наблюдается определенная динамика. В первой полнометражной звуковой киноленте «Певец джаза» (The Jazz Singer, 1927) режиссера Алана Кросланда кинонарратив строится на соперничестве синагогального пения и джазовых композиций. Ближе к концу фильма сын кантора, джазовый певец Джек Робин блестяще исполняет «Кол нидрей», но после богослужения он возвращается к своей эстрадной карьере, и в финале посетители синагоги оказываются в числе зрителей шоу на Бродвее. Мнимое примирение музыкальных стилей следует за «состязанием певцов» и в кинокомедии «Волга-Волга» (1938) советского режиссера Григория Александрова, который проводит тему подчинения вагнеровского «тотального произведения искусства» советскому «народному» мюзиклу. «Высокое» окончательно «снижается» в раннем фильме Милоша Формана «Конкурс» (1963), где в объектив кинокамеры попадают дилетанты, и киносюжет базируется на состязании «плохих» исполнителей. Почему музыкальные фильмы дискредитируют классику? Представляется, что за этим стоит сюжет интермедиальной борьбы: кинематограф, долгое время не признаваемый «высоким искусством», разделывается с одним из своих конкурентов – с высокой музыкой. Приход звукового фильма делает возможным превращение «поединка певцов» в войну искусств.