Поединок певцов как способ конструирования киносюжета: Алан Кросланд, Григорий Александров, Милош Форман
Надежда Яковлевна Григорьева
Докладчик
независимый исследователь
129
2018-03-22
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
нарратив; музыкальный фильм; сакральное; профанное; классика; джаз; звуковой фильм; интермедиальность
Тезисы
Начиная с
античности, разные виды искусства то и дело возвращаются к сюжету состязания
певцов. В докладе предполагается показать, как с
возникновением звукового кино «поединок певцов» приобретает особую актуальность,
а сюжетная схема музыкального соперничества трансформируется. Состязание
певцов в кино, как правило, символизирует борьбу высокого и низкого,
сакрального и профанного, элитарного и массового, меняющую свой характер в
зависимости от этапа культурной истории и от жанра фильма. Мой тезис состоит в
том, что в т.н. «музыкальном фильме» соперничество стилей конструирует такой
кинонарратив, в котором «низкое» одерживает верх над «высоким».
В развитии киносюжета
«битвы певцов» от 1920-х к 1960-м годам
наблюдается определенная динамика. В первой полнометражной звуковой киноленте
«Певец джаза» (The Jazz Singer,
1927) режиссера Алана Кросланда кинонарратив строится на соперничестве синагогального
пения и джазовых композиций. Ближе к концу фильма сын кантора, джазовый певец
Джек Робин блестяще исполняет «Кол нидрей», но после богослужения он возвращается
к своей эстрадной карьере, и в финале посетители
синагоги оказываются в числе зрителей шоу на Бродвее. Мнимое примирение музыкальных
стилей следует за «состязанием певцов» и в кинокомедии «Волга-Волга» (1938)
советского режиссера Григория Александрова, который проводит тему подчинения вагнеровского
«тотального произведения искусства» советскому «народному» мюзиклу. «Высокое»
окончательно «снижается» в раннем фильме Милоша Формана «Конкурс» (1963), где в
объектив кинокамеры попадают дилетанты, и киносюжет базируется на состязании «плохих»
исполнителей.
Почему музыкальные фильмы дискредитируют классику? Представляется,
что за этим стоит сюжет интермедиальной борьбы: кинематограф, долгое время не
признаваемый «высоким искусством», разделывается с одним из своих конкурентов –
с высокой музыкой. Приход
звукового фильма делает возможным превращение «поединка певцов» в войну
искусств.