«Рабле и Гоголь» как компаративный сюжет русской теории
Ирина Львовна Попова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт мировой литературы РАН
Институт мировой литературы РАН
124
2018-03-21
14:50 -
15:10
Ключевые слова, аннотация
поэтика; стилистика; сравнительная история литератур; Франсуа Рабле; Н. В. Гоголь
Тезисы
1. Сюжет «Рабле и Гоголь» в русском литературоведении
прочно связан с именем М. М. Бахтина. Об этом сюжете, дискуссионном в самой
своей формулировке, и пойдет речь в докладе.
Тема «Рабле и Гоголь» была впервые заявлена в книге о Франсуа Рабле. Сравнительным анализом стиля двух писателей, не выделенным, впрочем, в самостоятельный раздел, завершалась ее первая редакция (1940). Спустя тридцать лет этот текст, не вошедший в изданную в 1965 г. книгу «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», был расширен почти вдвое. Так появилась статья «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» (1940, 1970).
2. Хотя постановка проблемы «Рабле и Гоголь» неотделима от имени Бахтина, сюжет соположения имен двух писателей в контексте теории и истории стиля имеет свою судьбу. Впервые об этом напомнил академик В. В. Виноградов. 21 мая 1949 г., на заседании ВАК, где обсуждалась диссертация Бахтина, он обратил внимание присутствующих на то, что ту же идею, получившую затем «хождение в буржуазном литературоведении», задолго до Бахтина развивал И. Е. Мандельштам. Действительно, профессор Гельсингфорского университета Иосиф Емельянович Мандельштам в книге «О характере гоголевского стиля. Глава из истории русского литературного языка», вышедшей в 1902 г., сравнил стилистику гоголевских имен с поэтическими приемами романа Рабле и тем самым − прав Виноградов − заложил фактическую основу для сравнительного анализа.
3. В докладе прослеживается история сюжета «Рабле и Гоголь» в русском литературоведении XX в., а вместе с ней эволюция приемов и методов анализа поэтики и языка писателя от научного позитивизма до формального метода и «эстетики словесного творчества».
Тема «Рабле и Гоголь» была впервые заявлена в книге о Франсуа Рабле. Сравнительным анализом стиля двух писателей, не выделенным, впрочем, в самостоятельный раздел, завершалась ее первая редакция (1940). Спустя тридцать лет этот текст, не вошедший в изданную в 1965 г. книгу «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», был расширен почти вдвое. Так появилась статья «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)» (1940, 1970).
2. Хотя постановка проблемы «Рабле и Гоголь» неотделима от имени Бахтина, сюжет соположения имен двух писателей в контексте теории и истории стиля имеет свою судьбу. Впервые об этом напомнил академик В. В. Виноградов. 21 мая 1949 г., на заседании ВАК, где обсуждалась диссертация Бахтина, он обратил внимание присутствующих на то, что ту же идею, получившую затем «хождение в буржуазном литературоведении», задолго до Бахтина развивал И. Е. Мандельштам. Действительно, профессор Гельсингфорского университета Иосиф Емельянович Мандельштам в книге «О характере гоголевского стиля. Глава из истории русского литературного языка», вышедшей в 1902 г., сравнил стилистику гоголевских имен с поэтическими приемами романа Рабле и тем самым − прав Виноградов − заложил фактическую основу для сравнительного анализа.
3. В докладе прослеживается история сюжета «Рабле и Гоголь» в русском литературоведении XX в., а вместе с ней эволюция приемов и методов анализа поэтики и языка писателя от научного позитивизма до формального метода и «эстетики словесного творчества».