Мультиплицирующие эффекты экспертного текста
Сергей Трофимович Нефёдов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
129
2018-03-20
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
научная коммуникация; экспертный текст; научная рецензия;
лингвистика экспертного дискурса; удвоение речевого субъекта; многоракурсное
оценивание; многослойная пропозиция
Тезисы
В докладе обобщены результаты лингвистического анализа
немецкоязычных научных рецензий по германистике. На
коммуникативно-прагматическом и пропозициональном уровне текста выделяются и
описываются мультиплицирующие эффекты текстовых составляющих. Данные эффекты
обнаруживают себя в увеличении смысловых перспектив при восприятии и понимании
текстовых элементов в контексте экспертно-оценочной ситуации. В прагматическом
плане обозначения рецензируемого автора одновременно становятся опосредованными
номинациями главного и «особого» адресата рецензии, ожидающего отклик
экспертного сообщества. Самообозначения рецензента как актуального автора, в
свою очередь, воспринимаются в проекции на его прежнюю коммуникативную роль
«особого» адресата, обратившего внимание на данный научный текст. Типичные для
рецензии коммуникативные акты оценивания и соответствующие им оценочные
элементы текста приобретают двойную направленность: они обращены не только к
тематике, методике, научному подходу и т.д. рецензируемого текста, но и отраженно
– к рецензируемому автору. На уровне пропозиционального содержания
коммуникативно-смысловые «блоки» библиографического описания, цитирования и
пересказа содержания рецензируемого оригинала, с одной стороны, и «блоки»
экспертного оценивания, обоснования оценки, рекомендации к использованию – с
другой, формируют два различных пласта в содержании рецензии. Эти и другие
эффекты рецептивного раздвоения и увеличения функциональной нагрузки элементов
экспертного текста объясняются в докладе как результат наложения нескольких
коммуникативно-речевых ситуаций: ситуации рецензирования, ситуации знакомства
будущего рецензента с текстом, ситуации производства научно значимого текста.