47th International Philological Research Conference

Мультиплицирующие эффекты экспертного текста

Сергей Трофимович Нефёдов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-20
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

научная коммуникация; экспертный текст; научная рецензия; лингвистика экспертного дискурса; удвоение речевого субъекта; многоракурсное оценивание; многослойная пропозиция

Тезисы

В докладе обобщены результаты лингвистического анализа немецкоязычных научных рецензий по германистике. На коммуникативно-прагматическом и пропозициональном уровне текста выделяются и описываются мультиплицирующие эффекты текстовых составляющих. Данные эффекты обнаруживают себя в увеличении смысловых перспектив при восприятии и понимании текстовых элементов в контексте экспертно-оценочной ситуации. В прагматическом плане обозначения рецензируемого автора одновременно становятся опосредованными номинациями главного и «особого» адресата рецензии, ожидающего отклик экспертного сообщества. Самообозначения рецензента как актуального автора, в свою очередь, воспринимаются в проекции на его прежнюю коммуникативную роль «особого» адресата, обратившего внимание на данный научный текст. Типичные для рецензии коммуникативные акты оценивания и соответствующие им оценочные элементы текста приобретают двойную направленность: они обращены не только к тематике, методике, научному подходу и т.д. рецензируемого текста, но и отраженно – к рецензируемому автору. На уровне пропозиционального содержания коммуникативно-смысловые «блоки» библиографического описания, цитирования и пересказа содержания рецензируемого оригинала, с одной стороны, и «блоки» экспертного оценивания, обоснования оценки, рекомендации к использованию – с другой, формируют два различных пласта в содержании рецензии. Эти и другие эффекты рецептивного раздвоения и увеличения функциональной нагрузки элементов экспертного текста объясняются в докладе как результат наложения нескольких коммуникативно-речевых ситуаций: ситуации рецензирования, ситуации знакомства будущего рецензента с текстом, ситуации производства научно значимого текста.