"Большие песочные часы" И. Петкевич: роман о "потерянном поколении" 70-х годов
Мария Дмитриевна Андрианова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов
213
2018-03-24
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
Инга Петкевич, "потерянное поколение", литература 70-х годов, эпоха "застоя", производственный роман, постмодернизм
Тезисы
Инга Петкевич –
писательница ныне полузабытая, между тем книги ее имели немалую популярность в
70-е годы и оказали серьезное влияние на литературный процесс. Наиболее
интересным и по охвату, и по уровню осмысления действительности представляется
ее роман «Большие песочные часы».
Вышедшая в
самый пик брежневского застоя эта необычайно смелая и в политическом и в
художественном плане книга преодолела цензуру только благодаря внешнему
сходству с производственным романом, узкие рамки которого писатель блестяще
преодолевает. Бытовое описание жизни научно-производственного объединения соседствует
с откровенно сюрреалистическими сценами, исполненными гротеска и сарказма.
В повести
представлено два поколения – герой-рассказчик Антон, детство которого пришлось на войну, и его антагонист Поленов,
на десять лет младше. Антон смотрит на жизнь без иллюзий, он недоволен многим.
Но он готов оправдать и окружающий маразм, и свою инертность, бездействие,
конформизм – он знает, что жизнь может быть гораздо страшнее.
Поколение
Поленова – это первое относительно свободное советское поколение, оно не знало
ни войн, ни сталинского террора. Исчезло то, чем власть оправдывала нищету и нелепость
советской действительности. И молодежь жестко и бескомпромиссно стало
предъявлять счет старшему поколению, едва опомнившемуся от 50-летних невзгод.
Поленов
борется, устраивает скандалы, мечется, но чувствует, что его жизнь
предопределена заранее – и свободы нет и никогда не будет. За него решили, как
работать (вернее, симулировать процесс работы), как ходить вместе с коллективом
в походы, как любить женщин. Эта тирания, пусть мягкая и неявная, вызывает у
него ужас и отвращение. Однако, отказываясь от дискредитировавшего себя
конформизма отцов и старших братьев, он что-то непоправимо теряет в
человеческом плане. Нигилизм, отрицание общепринятых норм человеческого
общения, душевная холодность, неспособность понять и принять «другого», а
значит, и себя, приводит героя на грань морального краха.