47th International Philological Research Conference

Историческая реальность в художественном пространстве фильма

Наталья Евгеньевна Мариевская
Докладчик
профессор
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова

2-у
2018-03-23
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

кинематографическое произведение; художественное пространство; история; миф; символ; симулякр 

Тезисы

Доклад посвящен взамоотношению кинематографа и истории, обнаружению исторической реальности в художественном пространстве фильма. Известно, что кинематограф способен превращать прошлое в зрелище, яркий аттракцион. Например, жанровые конвенции вестерна требуют, чтобы действие фильма происходило в определенных хронологических рамках. Ситуация, когда кинематограф легко симулирует историю, создавая пустые объекты, имеющие лишь поверхностное сходство с навсегда утраченными, заполняя пустоту настоящего, хорошо описана Жаном Бодрийяром. История в таких фильмах предстает в виде раскрашенного гальванизированного трупа. Значительно больший интерес преставляет ситуация, когда историческая рельность не сразу обнаруживает себя в пространстве фильма. Она появляется в форме причудливых пространственных объетов, требущих специальной интерпретации. Именно так происходит, например, в фильмах Дэвида Линча «Малхолланд Драйв» или «Внутренняя империя», которые не говорят прямо об истории, но «проговариваются» о ней,  обнаруживая глубинную связь с прошлым. «Странные объекты» при этом оказываются символами, полными глубокого внутреннего напряжения.