Приемы выбора языковых средств в повествовательных и риторических произведениях Кирилла Туровского
Галина Серафимовна Баранкова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН
204
2018-03-22
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Кирилл Туровский, повествовательные произведения, торжественное красноречие, языковые средства, амплификация, сюжет, композиция, авторский стиль
Тезисы
В докладе рассматриваются принципы
отбора языковых средств, используемых Кириллом Туровским в произведениях разных
жанров – повествовательной прозе и торжественных
Словах. Материалом исследования являются три нарративных произведения Кирилла –
«Притча о душе и теле» (Притча), «Повесть о беспечном царе и его мудром
советнике» (Повесть), «Сказание о черноризском чине» (Сказание) и восемь бесспорно принадлежащих ему Слов. Необходимость
комплексного анализа разножанровых произведений связана, во-первых, с тем, что
нарративные произведения Кирилла остаются лингвистически менее изученными по сравнению с риторическими.
Во-вторых, именно такой сравнительный подход может дать полное представление об
особенностях авторского стиля этого писателя и помочь при атрибуции приписываемых
ему сочинений, которых насчитывается более 70. Специфика нарративных
сочинений Кирилла заключается в том, что в них повествование сочетается с
мощным риторическим началом. В связи с этим Кирилл широко использует в них
образные средства: обилие синонимов, эпитетов, антонимов. Особенно выделяется в
этом отношении Повесть, в которой Кирилл широко применяет прием амплификаци, постоянно
используемый им и в торжественных
Словах. Композиционно Слова Кирилла имеют более четкую структуру, чем
повествовательные произведения, что связано с многочисленными толкованиями, вставляемыми им в текст Притчи и Повести. Обилие толкований приводит к тому,
что изложение сюжета в них нередко прерывается, в связи с чем автор
связывает свой текст многочисленными скрепами - вводными замечаниями, авторскими
обращениями к читателям в 1 л. ед. ч., в которых он сетует на свою «грубость». Тем
самым авторское начало в них проявляется более ярко, чем в Словах, в которых автор включает
себя в число своих слушателей, и его постоянное
присутствие достигается путем употребления глаголов в 1 л. мн. ч. Драматизм произведениям придает наличие диалогов и монологов. Для всех сочинений Кирилла характерно обилие библейских цитат.