Переход от дофонемной речи к фонемной у русскоязычного ребенка
Марина Борисовна Елисеева
Докладчик
заведующий отделом
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
215-а
2018-03-27
16:05 -
16:35
Ключевые слова, аннотация
освоение языка, фонетика, гласные и согласные фонемы, возраст появления,
возраст усвоения.
Тезисы
В статье рассматривается переход от дофонемной речи к
фонемной (Н.Х. Швачкин) и становление фонематических противопоставлений в
речи ребенка.
Порядок появления фонологических противопоставлений в
активной речи детей впервые описан Р. О. Якобсоном: вокализм начинается с
широкого гласного А, а консонантизм с взрывного губного. Это консонантный
минимум в живых языках мира. Итак, первым, по Р.О.
Якобсону, появляется противопоставление
гласных и согласных, а затем в определенном порядке возникают оппозиции в
области согласных: носовые — ртовые; губные — зубные (язычные); смычные —
щелевые; твердые — мягкие; редкие в языках мира противопоставления.
Несколько иначе
представляют порядок усвоения согласных Н.Х. Швачкин, В.И. Бельтюков и А. Д. Салахова, Н. А. Лепская, Л. А. Пиотровская
и др.
В речи нашего информанта (дневник
речевого развития велся от рождения до 10 лет) отмечается порядок возникновения
фонологических противопоставлений, почти целиком соответствующий указанному
Р. О. Якобсоном (за одним исключением): гласные – согласные; смычные
— щелевые; ртовые — носовые; губные — язычные; звонкие – глухие; мягкие —
твердые; поздние консонантные противопоставления (плавные, дрожащие,
двухфокусные и аффрикаты). Для
речи ребенка на раннем этапе характерен «вокалический минимум» А-И-У, и именно
в этом порядке возникновения.
Индивидуальность в ходе
развития речи проявляется различным образом, в том числе и «элекцией звуков, на
которых ребенок по преимуществу останавливает свое внимание» (И.А. Сикорский).
Порядок появления гласных и согласных фонем в речи детей может варьироваться.