47th International Philological Research Conference

Роман С. Ричардсона «Кларисса, или История юной леди» и принцип «поэтической справедливости»

Александр Анатольевич Чамеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2018-03-20
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Ричардсон; Кларисса; трагическая развязка; концепция «поэтической справедливости».


Тезисы

По контрасту с «комическим эпосом в прозе» Г. Филдинга, роман С. Ричардсона «Кларисса, или История юной леди» («Clarissa, or The History of a Young Lady», 1748) являл собой образец эпоса трагического. Автор завершает роман трагической развязкой, вызвавшей упреки в несоблюдении им принципа «поэтической справедливости», который, согласно концепции английского критика Т. Раймера (16431713, Rymer), требовал обязательного вознаграждения добродетели и наказания порока в драматическом произведении. В Послесловии к третьему изданию романа (1751) Ричардсон подробно обосновывает его трагический финал. Во-первых, вслед за Аддисоном он отказывается признать упомянутый принцип неотъемлемым условием создания трагедий, отстаивая право художника завершать произведение как благополучной, так и несчастливой развязкой и подкрепляя это суждение ссылкой на Аристотеля, отдававшего предпочтение трагедиям с несчастливым концом. Во-вторых, традиционную концепцию «поэтической справедливости» Ричардсон подвергает пересмотру с позиций христианского учения, имея в виду идею грядущего воздаяния, которая настойчиво проводится в «Истории Клариссы». Писатель окружает образ Клариссы ореолом христианского мученичества и называет ее смерть счастливой. Однако позднейшие читатели и критики увидели в этой героине символ более емкий и значительный. Финал романа, действительно, оптимистичен, но дело тут не в посмертном воздаянии; важно другое:  поведение Клариссы демонстрирует величие человеческой природы, опровергает циничный взгляд на нее Лавлейса и соглашательство окружающих ее друзей и родных.  И этот финал, достойный великих трагедий прошлого – когда гибнет герой, но его правда торжествует, – возвышает «Клариссу» над другими романами английского Просвещения.