Роман С. Ричардсона «Кларисса, или История юной леди» и принцип «поэтической справедливости»
Александр Анатольевич Чамеев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
2-у
2018-03-20
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Ричардсон; Кларисса; трагическая
развязка; концепция «поэтической справедливости».
Тезисы
По контрасту с «комическим эпосом в прозе» Г. Филдинга, роман С.
Ричардсона «Кларисса, или История юной леди» («Clarissa, or The History of a
Young Lady», 1748) являл собой образец эпоса трагического. Автор завершает
роман трагической развязкой, вызвавшей упреки в несоблюдении им принципа
«поэтической справедливости», который, согласно концепции английского критика Т. Раймера (1643–1713, Rymer), требовал обязательного вознаграждения добродетели и
наказания порока в драматическом произведении. В Послесловии к третьему
изданию романа (1751) Ричардсон подробно обосновывает его трагический финал.
Во-первых, вслед за Аддисоном он отказывается признать упомянутый принцип неотъемлемым
условием создания трагедий, отстаивая право художника завершать произведение
как благополучной, так и несчастливой развязкой и подкрепляя это суждение
ссылкой на Аристотеля, отдававшего предпочтение трагедиям с несчастливым
концом. Во-вторых, традиционную концепцию «поэтической справедливости»
Ричардсон подвергает пересмотру с позиций христианского учения, имея в виду идею
грядущего воздаяния, которая настойчиво проводится в «Истории Клариссы».
Писатель окружает образ Клариссы ореолом христианского мученичества и называет
ее смерть счастливой. Однако позднейшие читатели и критики увидели в этой
героине символ более емкий и значительный. Финал романа, действительно, оптимистичен,
но дело тут не в посмертном воздаянии; важно другое: поведение Клариссы демонстрирует величие
человеческой природы, опровергает циничный взгляд на нее Лавлейса и
соглашательство окружающих ее друзей и родных.
И этот финал, достойный великих трагедий прошлого – когда гибнет герой,
но его правда торжествует, – возвышает «Клариссу» над другими романами
английского Просвещения.