Технологии формирования основ поликультурной концептуальной картины мира студентов
Наталья Александровна Сухова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации
417
2018-03-26
14:10 -
14:30
Ключевые слова, аннотация
Технологии, диапазон поликультурных концептов, ассоциативные нормы, семантические группы,
Тезисы
Технология
использования ассоциативных норм.
Сначала изучается все ассоциативное поле. Затем выявляются реакции,
встречающиеся в ассоциативном эксперименте более двух раз. Потом посредством
работы со словарями выявляется ядро концепта, анализируются единичные реакции,
прилагательные и междометия, осуществляется поиск исследуемого концепта в
аутентичном или в прецедентном тексте. В конце изучаемый концепт, поликультурный
диапазон концептов используются в речи в ситуациях межкультурной коммуникации в
каждой технологии.
Технология выявления диапазона поликультурных концептов. Во-первых, изучается концепт в разных культурах, представленный в виде ассоциативных полей. Затем выявляются универсально-культурные и этнокультурные концепты, которые анализируются по алгоритму: а) выявление особенностей этнокультурных концептов, их связь с художественной, исторической, экономической, ценностной, правовой, профессиональной, чувственно-пространственной, временной, биолого-зоологической картинами мира; б) анализ написания концепта. Потом выявляются и анализируются индивидуально-культурные концепты, прилагательные и междометия. В заключение анализируется диапазон поликультурных концептов в прецедентных текстах.
Технология работы с семантическими группами. Изначально выявляются общие признаки семантической группы и определяется ее название. Затем формируется семантическая группа и подбирается обобщающее понятие, слова выстраиваются по алфавиту и частотности употребления. Потом составляются семантические группы к каждому аналогичному концепту в разных лингвокультурах, выписываются все семантические группы к диапазону поликультурных концептов на трех, четырех языках, выявляются повторяющиеся семантические группы, анализируются и подсчитываются. В заключение выявляются отличающиеся семантические группы в диапазоне поликультурных концептов. Все технологии успешно апробированы в экспериментально-опытном обучении.
Технология выявления диапазона поликультурных концептов. Во-первых, изучается концепт в разных культурах, представленный в виде ассоциативных полей. Затем выявляются универсально-культурные и этнокультурные концепты, которые анализируются по алгоритму: а) выявление особенностей этнокультурных концептов, их связь с художественной, исторической, экономической, ценностной, правовой, профессиональной, чувственно-пространственной, временной, биолого-зоологической картинами мира; б) анализ написания концепта. Потом выявляются и анализируются индивидуально-культурные концепты, прилагательные и междометия. В заключение анализируется диапазон поликультурных концептов в прецедентных текстах.
Технология работы с семантическими группами. Изначально выявляются общие признаки семантической группы и определяется ее название. Затем формируется семантическая группа и подбирается обобщающее понятие, слова выстраиваются по алфавиту и частотности употребления. Потом составляются семантические группы к каждому аналогичному концепту в разных лингвокультурах, выписываются все семантические группы к диапазону поликультурных концептов на трех, четырех языках, выявляются повторяющиеся семантические группы, анализируются и подсчитываются. В заключение выявляются отличающиеся семантические группы в диапазоне поликультурных концептов. Все технологии успешно апробированы в экспериментально-опытном обучении.