47th International Philological Research Conference

Лексико-семантическое поле «ум»: лингвометодический потенциал и возможности его использования на уроках РКИ

Ольга Михайловна Сергеева
Докладчик
преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

201
2018-03-20
17:20 - 17:35

Ключевые слова, аннотация

РКИ, лингвометодический потенциал, лексико-семантическое поле «ум», коммуникативная компетентность

Тезисы

Представления об уме и глупости человека – ключевые в культуре любого народа. Они ярко характеризуют национальную специфику мировосприятия. В русском языке понятия ума и глупости представлены многочленными рядами разнообразных лексических единиц, имеющих различные оттенки значений. Основные лексические единицы лексико-семантического поля «ум» (умный, разумный, мудрый, глупый и др.) обладают высокой деривационной активностью; их производные  принадлежат к разным частям речи. В ряде случаев наблюдается связь словообразования и фразеологии (сумасшедший, умалишенный и др.). Словообразовательный анализ выявляет и особенности национального менталитета. Лексические единицы данного поля имеют высокую фразеологическую активность, а также формируют множество широко известных пословиц. Знакомство с фразеологизмами и пословицами способствует развитию лингвокультуроведческой компетенции инофонов. Языковые единицы лексико-семантического поля «ум» широко представлены как в разговорной, так и в письменной речи, имеют различную стилистическую окраску. Овладение стилистически маркированными языковыми средствами как одна из задач обучения на продвинутом этапе успешно решается при изучении данного ЛСП. Для правильного понимания значений лексических единиц в соответствующих ЛСГ (умныйразумныймудрыйрассудительный и др.) полезно привлечение материала некоторых прецедентных текстов, в частности русских народных сказок. Лексико-семантическое поле «ум» как языковой и культурный феномен обладает значительным лингвометодическим потенциалом. Его изучение в иностранной аудитории охватывает различные аспекты преподавания РКИ, формирует у учащихся системное представление об изучаемом языке и культуре его носителей, способствует развитию разносторонней коммуникативной компетенции инофонов.