Стратегия самопрезентации в американском предвыборном дискурсе (на материале предвыборных речей Б. Сандерса и Х. Клинтон)
Татьяна Владимировна Куралева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Вера Николаевна Кондрашова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-а
2018-03-22
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые
слова: предвыборный дискурс; коммуникативная стратегия; стратегия самопрезентации; коммуникативная тактика; корпусный анализ.
Тезисы
Статья посвящена рассмотрению особенностей реализации стратегии
самопрезентации в американском предвыборном дискурсе. Кроме того, в работе
представлен корпусный анализ текстов выступлений с целью выявления сходств и
различий между речами обоих кандидатов на лексическом уровне, а также для
выявления наиболее частотных лексических единиц и коллокаций, связанных с самопрезентацией
кандидатов. В качестве материала были взяты тексты предвыборных речей Берни
Сандерса и Хиллари Клинтон, с которыми политики выступали в период предвыборной
кампании с апреля 2015 г. по июль 2016 г.
Как отмечают исследователи, в американской предвыборной кампании
больше внимания уделяется скорее политической программе кандидата, нежели его
личностным качествам, так как именно политические установки кандидата являются
решающими для избирателей. Эта стратегия реализуется, в частности, через
тактики самовосхваления, апелляции к прежним заслугам, тактики
сближения с избирателями и тактики политического
обещания. Однако проведенный анализ позволяет авторам сделать вывод о более
агрессивной самопрезентации Х. Клинтон. Также было выявлено, что именно
личностная, а не профессиональная самопрезентация играет важную роль в
предвыборном дискурсе Х. Клинтон, что, как отмечается в теоретических трудах,
не характерно для американского предвыборного дискурса. Анализ коллокаций с
местоимением I подтверждает данный вывод. При самопрезентации Х.
Клинтон использует как глаголы, так и прилагательные, описывающие эмоциональное
состояние субъекта (relieved,
excited,
surprised,
met,
thrilled). В отличие от нее, Б.
Сандерс делает акцент скорее на своих действиях и достижениях, чем на своей личности
(agree,
elected,
defend). Кроме того, Х. Клинтон старается сделать акцент на личной
ответственности, а Б. Сандрес, как правило, идентифицирует себя со
своими избирателями. Данные наблюдения подтверждаются анализом частотности
употребления местоимения первого лица в речах обоих кандидатов.