Функционирование союза «если не…» градационной семантики в аспекте РКИ
Лариса Викторовна Сретенская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2018-03-20
14:40 -
14:55
Ключевые слова, аннотация
Русский язык как иностранный; синтаксис; семантика; градационные союзы; субъективная
оценка.
Тезисы
Рассмотрение функционирования этого союза актуально
с точки зрения преподавания русского языка как иностранного: 1)во избежание
смешения градационного союза с «если не…» с условным значением; 2) для
понимания смысла художественных текстов и текстов современных СМИ; 3) данный
союз достаточно активно участвует в процессе фразеологизации: как устойчивые
воспринимаются выражения если не более
(больше); если не менее (меньше); надолго, если не навсегда; один из…, если не
самый…; многие, если не все и др.
«Если не…» является элементом сочинительной конструкции, связывающим два компонента, относящихся к общему элементу. Компоненты градационного ряда могут быть однородными членами предложения, предикативными единицами в составе сложного предложения или самостоятельными предложениями.
С точки зрения практики преподавания русского языка как иностранного нужно обратить внимание на следующие моменты: 1. Употребление союза «если не…» связано с ситуацией колебания, затруднения при оценке степени проявления чего-либо, характеризующего предметы, явления, ситуации и т.п. Этот союз передает субъективную оценку излагаемого говорящим. 2. Языковые средства создают градационный ряд по степени нарастания или спада выражаемого признака. Структура высказывания и выбор языковых средств зависит от того, что говорящий считает более значимым. Обозначение более важного и соответствующего реальности, с точки зрения говорящего, ставится всегда после союза «если не…». 3. Место «если не…» закреплено, он выступает как рема предложения, выполняя смыслоразличительную функцию в предложении.
«Если не…» является элементом сочинительной конструкции, связывающим два компонента, относящихся к общему элементу. Компоненты градационного ряда могут быть однородными членами предложения, предикативными единицами в составе сложного предложения или самостоятельными предложениями.
С точки зрения практики преподавания русского языка как иностранного нужно обратить внимание на следующие моменты: 1. Употребление союза «если не…» связано с ситуацией колебания, затруднения при оценке степени проявления чего-либо, характеризующего предметы, явления, ситуации и т.п. Этот союз передает субъективную оценку излагаемого говорящим. 2. Языковые средства создают градационный ряд по степени нарастания или спада выражаемого признака. Структура высказывания и выбор языковых средств зависит от того, что говорящий считает более значимым. Обозначение более важного и соответствующего реальности, с точки зрения говорящего, ставится всегда после союза «если не…». 3. Место «если не…» закреплено, он выступает как рема предложения, выполняя смыслоразличительную функцию в предложении.