47th International Philological Research Conference

Театр Н. Евреинова и концепция поэзии Ф. Пессоа

Ирина Александровна Хохлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

2-у
2018-03-21
13:15 - 13:35

Ключевые слова, аннотация

Ф. Пессоа; Н.Евреинов; "Театр для себя"; гетеронимная поэтология; драматизация лирики.

Тезисы

В сотнях статей и монографий, посвященных творчеству Ф.Пессоа, (1888-1935) португальский поэт был справедливо поставлен в один ряд с самыми выдающимися лириками своей эпохи Э.Паундом, Т.Элиотом, П.Валери, А.Мачадо. Основным моментом сближения был интеллектуалистский характер этой поэтологии и особый тип лирического высказывания. Разработанная Пессоа концепция поэзии в качестве основы исходила из принципа драматической экзистенции автора, из интенции создания отдаленных от пота образов-гетеронимов. Подтверждение своей теории Пессоа нашел у своего современника, русского драматурга и теоретика Н.Н.Евреинова, создателя так называемого "Театра для себя". Ф.Пессоа знал во французских переводах основные положения теории театрализации культуры и "театра для себя". Это был один из первых откликов на творчество знаменитого русского режиссера и теоретика театрального искусства. Евреинов интересовал Пессоа не только сам по себе, но и как зеркало собственных устремлений португальского поэта, своего рода отражения его внутреннего мира в другом. Это показывает, что появление в европейской литературе ХХ века гетеронимных концепций - явление закономерное, возникшее из стремления к объективному искусству. из устремленности к новой эстетической реальности.