Прагматические пресуппозиции в детективном произведении
Татьяна Георгиевна Скребцова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Наталия Михайловна Марусенко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Александр Олегович Гребенников
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
193
2018-03-21
14:45 -
15:05
Ключевые слова, аннотация
прагматическая
пресуппозиция; лингвистическая прагматика; детектив; речевое воздействие;
языковое манипулирование
Тезисы
Известное в логике понятие
пресуппозиции применяется к анализу особенностей речевого воздействия и
манипулирования в литературе детективного жанра. Классический детектив, будучи
особым жанром художественной литературы, обладает своей характерной тематикой и
композицией. Отличительной чертой жанра является необходимость сохранения
интриги вплоть до последних страниц детективного произведения. Фактически речь
идет о попытках авторов детектива манипулировать сознанием читателя. В данном
случае речь идет о прагматической пресуппозиции, которую можно определить как
ряд положений, допускаемых говорящим относительно того, что адресат склонен
принять на веру. В докладе рассматривается ряд классических английских
детективов, построенных на использовании различных сомнительных приемов,
которые, хотя и не запрещены законами жанра, создают впечатление
злоупотребления читательским доверием: произведения А. Кристи (романы «После
похорон» и «Десять негритят», пьеса «Мышеловка», рассказ «Свидетель обвинения»),
а также к роман «Джентльмены и игроки» современной британской писательницы Дж.
Харрис. По мнению авторов, подобные примеры, несмотря на их разнородность,
могут быть объединены в одну категорию по признаку нарушения имеющихся у
читателя прагматических пресуппозиций. Показано, что манипулятивные приемы, о которых
идет речь, относятся к виду обмана, затрагивающему столь глубинные аспекты
содержания, что их просто не приходит в голову подвергать сомнению. Эту
своеобразную игру авторов с границами дозволенного можно оценить как проявление
высшего мастерства в данном жанре.