Тоталитарный язык и языковое сопротивление в романе М. Делибеса «Пять часов с Марио»
Инна Александровна Шалудько
Докладчик
доцент
Гданьский университет (Польша)
Гданьский университет (Польша)
кинозал
2018-03-19
16:20 -
16:35
Ключевые слова, аннотация
Тоталитарный
язык, языковое сопротивление, антитоталитарные реакции, текстовая модальность, Франкистская Испания, идеология, языковая личность
Тезисы
Доклад
посвящен проблеме
взаимодействия
языка
и
идеологии франкистской
Испании,
в частности роли языковой
личности писателя
в сопротивлении
тоталитарным
догмам.
Под
тоталитарным языком понимается
система
лингвистических средств и механизмов,
имеющая
специфическую организацию, обусловленную
идеологическим влиянием политического
режима (тоталитаризма). Результатом
стихийного массового сопротивления
или индивидуального противостояния
тоталитарной идеологии являются
антитоталитарные языковые реакции,
которые, в отличие от тоталитарного
языка, не системны.
Средства изображения тоталитарного языка в романе М. Делибеса «Пять часов с Марио» (Miguel Delibes «Cinco horas con Mario», 1966) эксплицитны и поддаются четкой каталогизации. К ним относятся повторяющиеся грамматически стандартизированные структуры на пути десемантизации, антонимические ряды, расхожие фразеологизмы и эвфемизмы, языковые штампы, ссылки на авторитеты и прочие прецедентные явления.
Языковое сопротивление тоталитарной идеологии создается по преимуществу имплицитными приемами. Не имея возможности прибегнуть к наиболее популярному способу создания имплицитной модальности – различным средствам языкового комизма (этому препятствует сюжетная основа – бдение героини у тела покойного мужа), автор находит иные средства создания модальной структуры текста, такие как параллелизм точек зрения, скрытый факт и др. Их результирующей можно считать создание образа Кармен – продукта и жертвы тоталитарного режима и его языка: героиня романа при всей ее ограниченности, зашоренности идеологическими рамками заслуживает сочувствия хотя бы потому, что после 23 лет жизни с Марио под одной крышей на свой первый с ним «разговор по душам» она решается лишь у его тела и даже в этой ситуации не в силах быть откровенной.
Средства изображения тоталитарного языка в романе М. Делибеса «Пять часов с Марио» (Miguel Delibes «Cinco horas con Mario», 1966) эксплицитны и поддаются четкой каталогизации. К ним относятся повторяющиеся грамматически стандартизированные структуры на пути десемантизации, антонимические ряды, расхожие фразеологизмы и эвфемизмы, языковые штампы, ссылки на авторитеты и прочие прецедентные явления.
Языковое сопротивление тоталитарной идеологии создается по преимуществу имплицитными приемами. Не имея возможности прибегнуть к наиболее популярному способу создания имплицитной модальности – различным средствам языкового комизма (этому препятствует сюжетная основа – бдение героини у тела покойного мужа), автор находит иные средства создания модальной структуры текста, такие как параллелизм точек зрения, скрытый факт и др. Их результирующей можно считать создание образа Кармен – продукта и жертвы тоталитарного режима и его языка: героиня романа при всей ее ограниченности, зашоренности идеологическими рамками заслуживает сочувствия хотя бы потому, что после 23 лет жизни с Марио под одной крышей на свой первый с ним «разговор по душам» она решается лишь у его тела и даже в этой ситуации не в силах быть откровенной.