«Сораспятие со Христом» в «Житии протопопа Аввакума»: соединение бытового плана и евангельских сюжетов
Елизавета Игоревна Коновал
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-18
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен анализу эпизодов «Жития» протопопа Аввакума (редакция А, 1673 г.), в
которых наблюдается параллель между жизненным мученическим путем Аввакума и
сюжетами Священного Писания. Исходя из мысли А. М. Ранчина о том, что жизнь
протопопа представляет собой «сораспятие со Христом», мы покажем, как
важнейшие сюжеты евангельской истории актуализируются Аввакумом в бытовом плане текста, изобилующем
подробностями реальной жизни. Ключом для
такого сопоставления является неоднократно возникающий в «Житии» символ креста.
Тезисы
Мысль о
том, что в качестве авторитета для Аввакума в первую очередь выступала фигура
апостола Павла, получила подтверждение в работах многих исследователей (подробно об этом
писала Н. М. Герасимова). Также неоднократно было замечено, что описывая свой
мученический путь в борьбе за веру, Аввакум как бы невольно сопоставляет свои
страдания с крестным путем и страданиями Христа. Однако подробно это
сопоставление не рассматривалось, и вопрос о сравнении Аввакума с образом
Христа до сих пор остается открытым. Цель нашего доклада — исходя из
возможности видения Аввакумом своей жизни как «сораспятия со Христом» (А. М.
Ранчин), на конкретных примерах показать, как эпизоды евангельской истории,
связанные с жизнью Спасителя, реализуются Аввакумом на бытовом материале его
«Жития».
1. Важнейшим символом, несколько раз возникающим в тексте «Жития», является крест. Он не только является атрибутом страданий мученика за веру, но и непосредственно связан с жизнью Иисуса Христа, в том числе в таких евангельских ключевых эпизодах, как суд Понтия Пилата, распятие и разговор с казненным рядом с Христом «благоразумным разбойником». Эта образная и идейная параллель с судьбой самого Аввакума обсуждается в докладе.
2. Аввакум вводит символ креста в свой текст в различных эпизодах и разными способами, в том числе с помощью визуализации: тело Аввакума, которого ведут на расстрижение, повторяет положение тела Спасителя, распятого на кресте («водили пешева на патриархов двор, также руки ростяня»). Это свидетельствует не только о сознательном сопоставлении протопопом своей судьбы с судьбой Христа, но и о новом художественном подходе к созданию агиографического текста.
3. Особенностью «Жития» является органичное взаимодействие двух планов — сакрального и бытового, с чем связана, как не раз отмечалось, стилистика и композиция текста. Однако евангельские сюжеты актуализируются не только за счет введения прямых цитат из Священного Писания, но и благодаря подробностям, которыми изобилует реально-бытовой план текста. При введении агиографом прямых сравнений своей жизни с эпизодами, заимствованными из библейской истории («на пути крестили, яко же Филипп каженика древле» и др.), за подробным описанием житейской ситуации возникает параллель с другими событиями, связанными с жизнью Христа, что подтверждается при непосредственном обращении к Евангелию.
1. Важнейшим символом, несколько раз возникающим в тексте «Жития», является крест. Он не только является атрибутом страданий мученика за веру, но и непосредственно связан с жизнью Иисуса Христа, в том числе в таких евангельских ключевых эпизодах, как суд Понтия Пилата, распятие и разговор с казненным рядом с Христом «благоразумным разбойником». Эта образная и идейная параллель с судьбой самого Аввакума обсуждается в докладе.
2. Аввакум вводит символ креста в свой текст в различных эпизодах и разными способами, в том числе с помощью визуализации: тело Аввакума, которого ведут на расстрижение, повторяет положение тела Спасителя, распятого на кресте («водили пешева на патриархов двор, также руки ростяня»). Это свидетельствует не только о сознательном сопоставлении протопопом своей судьбы с судьбой Христа, но и о новом художественном подходе к созданию агиографического текста.
3. Особенностью «Жития» является органичное взаимодействие двух планов — сакрального и бытового, с чем связана, как не раз отмечалось, стилистика и композиция текста. Однако евангельские сюжеты актуализируются не только за счет введения прямых цитат из Священного Писания, но и благодаря подробностям, которыми изобилует реально-бытовой план текста. При введении агиографом прямых сравнений своей жизни с эпизодами, заимствованными из библейской истории («на пути крестили, яко же Филипп каженика древле» и др.), за подробным описанием житейской ситуации возникает параллель с другими событиями, связанными с жизнью Христа, что подтверждается при непосредственном обращении к Евангелию.