XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Берегите психов, чужаков, еретиков»: концептуальный альбом М. Я. Федорова (Oxxxymiron) «Горгород» как антиутопия в речитативе

Маргарита Васильевна Баранова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

171
2017-04-21
14:30 - 14:50

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается концептуальный альбом рэп-исполнителя М. Я. Федорова (Oxxxymiron) «Горгород» как антиутопия в форме речитативного стиха. Исследуются тематика и проблематика альбома, параллели с классическими романами-антиутопиями, особенности характеристики героев, развития сюжета, нарратива и композиции.

Тезисы

Основанием для рассмотрения концептуального альбома рэп-исполнителя М. Я. Федорова (Oxxxymiron) «Горгород» является актуальность его проблематики, а также авторское новаторство, выражающееся в сочетании антиутопической традиции, заложенной в русской литературе еще в XX веке Е. И. Замятиным, с адаптацией общих тенденций антиутопического дискурса для тенденций современности. Тексты, написанные для исполнения речитативом, практически не подвергаются серьезному литературоведческому анализу в силу невосприятия текстов песен с т. н. литературной составляющей. Однако, на наш взгляд, «Горгород» является достойным объектом для изучения в силу заслуживающей внимания специфики авторского слога и средств выразительности, а также тематики и проблематики альбома.
Вполне обоснованно говорить об альбоме как о цельном произведении в жанре антиутопии, выполненном в форме речитативного стиха. Каждый трек альбома связан с предыдущим текстуально и идейно. Такая композиция позволяет автору раскрыть образ мегаполиса Горгород и последовательно рассказать историю нескольких живущих в нем героев. Сюжет «Горгорода» развивается плавно и основывается на построении традиционной для антиутопии модели конфликта «человек — власть». Развитие идет по классической жанровой схеме, использованной Е. И. Замятиным, Дж. Оруэллом, а также частично Р. Брэдбери и О. Хаксли для своих романов-антиутопий.
Однако проблематика альбома выходит за рамки конфликта героя с государством. М. Я. Федоров развивает мотивы философски-мировоззренческих концепций Е. И. Замятина, изложенных писателем в критических и публицистических статьях «Завтра» (1919), «Я боюсь» (1921) и «Цель» (1926), касающихся роли писателя и инакомыслия в контексте революционных событий. При этом в контекст проблемы вплетаются личностные взгляды и особенности характера самого творца, образуя, помимо основного внешнего конфликта, внутренний конфликт художника с самим собой. Поднимая проблему роли писателя, автор не дает однозначного ответа на вопрос, «может ли творец жить в башне из слоновой кости» и должен ли он «рупор сжимать в руках».
Интерпретация дискурса выражается в адаптации антиутопической модели к реалиям современности. Горгород переживает упадок не только из-за деспотичной власти, но и из-за разложения нравов самого общества, представленного автором как общество потребления с низким уровнем образованности, где жители готовы выдать власти «провокаторов и главарей», лишь бы «не было войны» и никто не нарушал их покой.
Таким образом, концептуальный альбом «Горгород» М. Я. Федорова (Oxxxymiron) является примечательным с точки зрения эклектики мотивов и моделей, характерных для литературного аниутопического дискурса XX века и современных реалий, а также с точки зрения новаторства в жанре рэпа.