«Берегите психов, чужаков, еретиков»: концептуальный альбом М. Я. Федорова (Oxxxymiron) «Горгород» как антиутопия в речитативе
Маргарита Васильевна Баранова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2017-04-21
14:30 -
14:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматривается концептуальный альбом рэп-исполнителя М. Я. Федорова (Oxxxymiron) «Горгород» как антиутопия в форме речитативного
стиха. Исследуются тематика и проблематика альбома, параллели с
классическими романами-антиутопиями, особенности характеристики героев, развития сюжета, нарратива и композиции.
Тезисы
Основанием для рассмотрения концептуального
альбома рэп-исполнителя М. Я. Федорова (Oxxxymiron) «Горгород» является актуальность его проблематики, а также авторское
новаторство, выражающееся в сочетании антиутопической традиции, заложенной в
русской литературе еще в XX веке Е. И.
Замятиным, с адаптацией общих тенденций антиутопического дискурса для тенденций современности. Тексты, написанные для
исполнения речитативом, практически не подвергаются серьезному литературоведческому
анализу в силу невосприятия текстов песен с т. н. литературной составляющей. Однако,
на наш взгляд, «Горгород» является достойным объектом для
изучения в силу заслуживающей внимания специфики авторского слога и средств выразительности, а также тематики и проблематики альбома.
Вполне обоснованно говорить об альбоме как о цельном произведении в жанре антиутопии, выполненном в форме речитативного стиха. Каждый трек альбома связан с предыдущим текстуально и идейно. Такая композиция позволяет автору раскрыть образ мегаполиса Горгород и последовательно рассказать историю нескольких живущих в нем героев. Сюжет «Горгорода» развивается плавно и основывается на построении традиционной для антиутопии модели конфликта «человек — власть». Развитие идет по классической жанровой схеме, использованной Е. И. Замятиным, Дж. Оруэллом, а также частично Р. Брэдбери и О. Хаксли для своих романов-антиутопий.
Однако проблематика альбома выходит за рамки конфликта героя с государством. М. Я. Федоров развивает мотивы философски-мировоззренческих концепций Е. И. Замятина, изложенных писателем в критических и публицистических статьях «Завтра» (1919), «Я боюсь» (1921) и «Цель» (1926), касающихся роли писателя и инакомыслия в контексте революционных событий. При этом в контекст проблемы вплетаются личностные взгляды и особенности характера самого творца, образуя, помимо основного внешнего конфликта, внутренний конфликт художника с самим собой. Поднимая проблему роли писателя, автор не дает однозначного ответа на вопрос, «может ли творец жить в башне из слоновой кости» и должен ли он «рупор сжимать в руках».
Интерпретация дискурса выражается в адаптации антиутопической модели к реалиям современности. Горгород переживает упадок не только из-за деспотичной власти, но и из-за разложения нравов самого общества, представленного автором как общество потребления с низким уровнем образованности, где жители готовы выдать власти «провокаторов и главарей», лишь бы «не было войны» и никто не нарушал их покой.
Таким образом, концептуальный альбом «Горгород» М. Я. Федорова (Oxxxymiron) является примечательным с точки зрения эклектики мотивов и моделей, характерных для литературного аниутопического дискурса XX века и современных реалий, а также с точки зрения новаторства в жанре рэпа.
Вполне обоснованно говорить об альбоме как о цельном произведении в жанре антиутопии, выполненном в форме речитативного стиха. Каждый трек альбома связан с предыдущим текстуально и идейно. Такая композиция позволяет автору раскрыть образ мегаполиса Горгород и последовательно рассказать историю нескольких живущих в нем героев. Сюжет «Горгорода» развивается плавно и основывается на построении традиционной для антиутопии модели конфликта «человек — власть». Развитие идет по классической жанровой схеме, использованной Е. И. Замятиным, Дж. Оруэллом, а также частично Р. Брэдбери и О. Хаксли для своих романов-антиутопий.
Однако проблематика альбома выходит за рамки конфликта героя с государством. М. Я. Федоров развивает мотивы философски-мировоззренческих концепций Е. И. Замятина, изложенных писателем в критических и публицистических статьях «Завтра» (1919), «Я боюсь» (1921) и «Цель» (1926), касающихся роли писателя и инакомыслия в контексте революционных событий. При этом в контекст проблемы вплетаются личностные взгляды и особенности характера самого творца, образуя, помимо основного внешнего конфликта, внутренний конфликт художника с самим собой. Поднимая проблему роли писателя, автор не дает однозначного ответа на вопрос, «может ли творец жить в башне из слоновой кости» и должен ли он «рупор сжимать в руках».
Интерпретация дискурса выражается в адаптации антиутопической модели к реалиям современности. Горгород переживает упадок не только из-за деспотичной власти, но и из-за разложения нравов самого общества, представленного автором как общество потребления с низким уровнем образованности, где жители готовы выдать власти «провокаторов и главарей», лишь бы «не было войны» и никто не нарушал их покой.
Таким образом, концептуальный альбом «Горгород» М. Я. Федорова (Oxxxymiron) является примечательным с точки зрения эклектики мотивов и моделей, характерных для литературного аниутопического дискурса XX века и современных реалий, а также с точки зрения новаторства в жанре рэпа.