Что такое «сказки с плохим концом»? (на материале записей XX века)
Виктория Андреевна Турчаненко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2017-04-19
11:05 -
11:30
Ключевые слова, аннотация
В сознании наших
соотечественников бытует стереотип о том, что сказки должны заканчиваться
хорошо. Однако сказочные сборники, которые не подвергались литературной
обработке, содержат в себе множество совсем не «счастливых» сюжетов. Почему-то
немногие задумываются о том, насколько «нехорошо» для Колобка оборачивается его
«путешествие» в детской сказке. А детская ли она? В докладе мы пытаемся
разобраться, что представляют собой сказки такого типа, чаще всего попадающие
в разряд кумулятивных благодаря своей структуре, и как складывается их судьба в
сказочных сборниках.
Тезисы
Практически любой наш соотечественник на
вопрос о том, как же должна заканчиваться сказка, с уверенностью ответит: «Хорошо».
Если поискать в сети Интернет или задать вопрос своим знакомым, почему конец
обязательно будет счастливым, чаще всего можно услышать главный аргумент в
пользу того, что сказки созданы и рассказываются только для детей, а их
психику еще не стоит травмировать драмами с «плохим» концом. В основном люди
настаивают на воспитательной роли сказок, которые, по их мнению, должны учить
тому, что добро всегда побеждает зло.
Появление стереотипа о добром конце сказки объясняется разными причинами. Во-первых, с распространением системы образования прежде всего в городской культуре уроки словесности, детское чтение предполагали знакомство учеников с произведениями отечественного фольклора, но произведениями, не устными, а печатными, и обработанными для «школьных» нужд. Во-вторых, редактура и обработка основывалась на принципах, разработанных детскими психологами, в том числе на принципе «ненасилия». Появлялись исследования, доказывающие влияние различных факторов на детскую психику, в том числе негативной информации. Сказки, которые в деревенской устной культуре предназначались далеко не только для детей, естественно, содержали в себе элементы «взрослой» логики. При редактуре сказок для педагогических целей прежде всего смягчались драматические коллизии, непристойные и агрессивные детали.
Если детская педагогика уже с конца XIX в. настаивала на том, что сказки должны заканчиваться «хорошо», то сказки, которые заканчиваются не очень хорошо, должны быть изъяты из обращения в детской аудитории. Но, как всем известно, Колобка съедают, Глинышек тает, а Теремок разваливается. При отборе материала для данного исследования неоднократно возникал вопрос: что понимать под «плохим концом» сказки? В многочисленных определениях сказочных жанров мы практически не встретим прямых указаний на то, «хорошо» или «плохо» должно завершиться развитие сюжета. Однако в одном типе — в определении кумулятивных сказок у В. Я. Проппа, — мы столкнемся с описанием исхода, который подразумевает «конечную катастрофу».
В докладе мы коснемся таких вопросов, как возникновение стереотипа о «счастливом» окончании всех настоящих сказок, а также затронем проблему жанровой классификации «сказок с плохим концом» — т. е. кумулятивных сказок — и их судьбу в сказочных указателях и сборниках.
Появление стереотипа о добром конце сказки объясняется разными причинами. Во-первых, с распространением системы образования прежде всего в городской культуре уроки словесности, детское чтение предполагали знакомство учеников с произведениями отечественного фольклора, но произведениями, не устными, а печатными, и обработанными для «школьных» нужд. Во-вторых, редактура и обработка основывалась на принципах, разработанных детскими психологами, в том числе на принципе «ненасилия». Появлялись исследования, доказывающие влияние различных факторов на детскую психику, в том числе негативной информации. Сказки, которые в деревенской устной культуре предназначались далеко не только для детей, естественно, содержали в себе элементы «взрослой» логики. При редактуре сказок для педагогических целей прежде всего смягчались драматические коллизии, непристойные и агрессивные детали.
Если детская педагогика уже с конца XIX в. настаивала на том, что сказки должны заканчиваться «хорошо», то сказки, которые заканчиваются не очень хорошо, должны быть изъяты из обращения в детской аудитории. Но, как всем известно, Колобка съедают, Глинышек тает, а Теремок разваливается. При отборе материала для данного исследования неоднократно возникал вопрос: что понимать под «плохим концом» сказки? В многочисленных определениях сказочных жанров мы практически не встретим прямых указаний на то, «хорошо» или «плохо» должно завершиться развитие сюжета. Однако в одном типе — в определении кумулятивных сказок у В. Я. Проппа, — мы столкнемся с описанием исхода, который подразумевает «конечную катастрофу».
В докладе мы коснемся таких вопросов, как возникновение стереотипа о «счастливом» окончании всех настоящих сказок, а также затронем проблему жанровой классификации «сказок с плохим концом» — т. е. кумулятивных сказок — и их судьбу в сказочных указателях и сборниках.