Цветовая лексика как средство создания природных образов в прозе А. И. Куприна
Василиса Николаевна Волкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского
171
2017-04-18
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Цвет в восприятии
человека — это неотъемлемая характеристика визуально воспринимаемых явлений и
объектов окружающего мира, которая, несомненно, играет значимую роль в познании
действительности. Художественный текст представляет собой концентрацию всех значимых
с точки зрения писателя как языковой личности характеристик
окружающего мира. В докладе рассматривается функционирование
цветообозначений в прозе А. И. Куприна на материале повести «Гранатовый браслет» (1910), очерка «Ночь в лесу» (середина 1930-х) и рассказов «Болото»
(1902), «Пустые дачи» (1904), «Фиалки» (1917).
Тезисы
Цветовая лексика
является важной частью группы слов, связанной со зрительным
восприятием мира, одной из ключевых групп в художественном тексте. Очень часто в
рассматриваемых произведениях А. И. Куприна эта лексика становится частью сравнений: … вдоль зеленого,
густого, как ботвинья, пруда; вода в реке кажется черной, как
чернила; протянулся и
точно дрожит бог весть откуда падающий густо-золотой луч, и дерево в этом месте кажется отлитым из красной меди; А мухоморы! Точно из красного
атласа и вышиты белым бисером, — что делает
художественный образ более ярким.
Куприн избирает ряд традиционных объектов природного мира,
которые в зависимости от ситуации могут менять свой внешний облик, одним из
таких объектов становится небо. Небо в рассказе «Фиалки» постепенно меняет свой
цвет от черного (ночью во время грозы)
к синему (в утренние часы), в
вечернее время суток небо названо темным,
используется световая характеристика без точного указания на цвет. В очерке
«Ночь в лесу» небо обретает менее традиционный оттенок, оно ровного скучно-стального цвета (колоратив
дополняется словом-наименованием эмоции, что передает настроение рассказчика,
чувствующего себя «разморенным и усталым»), в рассказе «Пустые дачи» небо кажется таким густым, таким невероятно синим,
сначала дается указание на интенсивность цвета (густой в значении ‘сочный, яркий’), затем на сам
цвет.
Однако самым излюбленным
объектом описания становится небо в момент захода солнца. Здесь преобладают оттенки
красного спектра: алые, багровые, а также задействованы лиловый и золотой цвета.
Часто в этих описаниях автор использует слова, прямо не обозначающие цвет, но ассоциативно мы все равно понимаем, какой цвет имеется в виду: едва-едва пламенеет тихая заря. Другой особенностью этих
описаний является устойчивое соотношение образа захода солнца с огнем, вернее, догоранием чего-либо: лиловое с золотом догорание
запада; долгий осенний
закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта; вершины огромных
строевых сосен еще алеют нежным
отблеском догоревшей зари, но внизу уже стало темно и сыро. Можно сделать вывод о том, что цветовая лексика играет важную роль при
создании природных образов в рассматриваемых произведениях. Она придает образу
большую глубину и визуализированность, что достигается в т. ч. включением
этой лексики в структуру тропов. Выбор цвета чаще всего обусловлен объектом и временем
суток, в которое объект попадает в поле зрения героя: ночью или вечером
преобладают темные оттенки, вечером во время заката — оттенки красного, утром — светлые.