XX Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Цветовая лексика как средство создания природных образов в прозе А. И. Куприна

Василиса Николаевна Волкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

171
2017-04-18
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Цвет в восприятии человека — это неотъемлемая характеристика визуально воспринимаемых явлений и объектов окружающего мира, которая, несомненно, играет значимую роль в познании действительности. Художественный текст представляет собой концентрацию всех значимых с точки зрения писателя как языковой личности характеристик окружающего мира. В докладе рассматривается функционирование цветообозначений в прозе А. И. Куприна на материале повести «Гранатовый браслет» (1910), очерка «Ночь в лесу» (середина 1930-х) и рассказов «Болото» (1902), «Пустые дачи» (1904), «Фиалки» (1917).

Тезисы

Цветовая лексика является важной частью группы слов, связанной со зрительным восприятием мира, одной из ключевых групп в художественном тексте. Очень часто в рассматриваемых произведениях А. И. Куприна эта лексика становится частью сравнений: … вдоль зеленого, густого, как ботвинья, пруда; вода в реке кажется черной, как чернила; протянулся и точно дрожит бог весть откуда падающий густо-золотой луч, и дерево в этом месте кажется отлитым из красной меди; А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером, — что делает художественный образ более ярким. Куприн избирает ряд традиционных объектов природного мира, которые в зависимости от ситуации могут менять свой внешний облик, одним из таких объектов становится небо. Небо в рассказе «Фиалки» постепенно меняет свой цвет от черного (ночью во время грозы) к синему (в утренние часы), в вечернее время суток небо названо темным, используется световая характеристика без точного указания на цвет. В очерке «Ночь в лесу» небо обретает менее традиционный оттенок, оно ровного скучно-стального цвета (колоратив дополняется словом-наименованием эмоции, что передает настроение рассказчика, чувствующего себя «разморенным и усталым»), в рассказе «Пустые дачи» небо кажется таким густым, таким невероятно синим, сначала дается указание на интенсивность цвета (густой в значении ‘сочный, яркий’), затем на сам цвет. Однако самым излюбленным объектом описания становится небо в момент захода солнца. Здесь преобладают оттенки красного спектра: алые, багровые, а также задействованы лиловый и золотой цвета. Часто в этих описаниях автор использует слова, прямо не обозначающие цвет, но ассоциативно мы все равно понимаем, какой цвет имеется в виду: едва-едва пламенеет тихая заря. Другой особенностью этих описаний является устойчивое соотношение образа захода солнца с огнем, вернее, догоранием чего-либо: лиловое с золотом догорание запада; долгий осенний закат догорел. Погасла последняя багровая, узенькая, как щель, полоска, рдевшая на самом краю горизонта; вершины огромных строевых сосен еще алеют нежным отблеском догоревшей зари, но внизу уже стало темно и сыро. Можно сделать вывод о том, что цветовая лексика играет важную роль при создании природных образов в рассматриваемых произведениях. Она придает образу большую глубину и визуализированность, что достигается в т. ч. включением этой лексики в структуру тропов. Выбор цвета чаще всего обусловлен объектом и временем суток, в которое объект попадает в поле зрения героя: ночью или вечером преобладают темные оттенки, вечером во время заката — оттенки красного, утром — светлые.