О двух подходах к изучению языка
Владимир Михайлович Алпатов
Докладчик
директор
Институт языкознания РАН
Институт языкознания РАН
191
2017-03-13
11:40 -
12:05
Ключевые слова, аннотация
язык,
история языкознания, деятельность, правила, интуиция, говорящий человек,
Гумбольдт, Соссюр, абстрактный объективизм, индивидуалистический субъективизм,
структурализм, генеративизм, функционализм
Тезисы
При
всем многообразии школ и направлений лингвистики можно заметить, что в ее
истории постоянно идет борьба стремления к строгому изучению объекта по образцу
естественных наук, с опорой на наблюдаемые факты, и желания рассматривать язык
вместе с говорящим на нем человеком, с учетом интуиции, интроспекции и
творческих способностей людей. Эту борьбу можно увидеть даже в античности
(аналогисты и аномалисты) и в арабской традиции. Позднее разные точки зрения
были высказана классиками языкознания: В.фон Гумбольдтом, считавшим язык
человеческой деятельностью, и Ф.де Соссюром, для которого язык - "готовый
продукт, пассивно регистрируемый говорящим". В.Н.Волошинов выделял в
развитии мировой науки о языке "абстрактный объективизм" и
"индивидуалистический субъективизм". К первому направлению он отнес
Соссюра и его сторонников, изучавших язык как абстрактную систему, существующую
независимо от человеческого сознания, ко второму - последователей Гумбольдта,
для которых язык - творчество человека. В течение ХХ в. неоднократно возникали
споры между двумя направлениями: например, в 40-е гг. в США между Л.Блумфилдом
и Л.Шпитцером, в 60-е гг. в СССР между П.С.Кузнецовым и В.И.Абаевым. Однако
"абстрактный объективизм", рассматривавший язык по образцу
естественных наук, безусловно, преобладал; его развитие привело к идеям о
скорой достижимости полной формализации. Его постулаты поставил под
сомнение Н.Хомский, объявив лингвистику "особой ветвью психологии
познания". И генеративная, и функциональная лингвистика по-разному
обратились к свойствам языка, обусловленным познавательной и коммуникативной
функциями языка.