Философско-религиозные аспекты осмысления восточных мотивов в творчестве С. Т. Колриджа и Р. Саути
Наринэ Мартиросовна Шахназарян
Докладчик
доцент
Белорусский государственный университет
Белорусский государственный университет
198
2017-03-14
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Романтизм, поэт-визионер,
восточные мотивы, воображения, фантазия, аллегория, символ, монотеизм.
Тезисы
В истории западно-европейской литературы пристальный
интерес к восточной культуре часто сопряжен с преодолением мировоззренческого
кризиса. В английском романтизме представлены разные способы осмысления восточных
мотивов в зависимости от философско-религиозных взглядов автора. С. Т. Колридж называет египетский образ змеи — эмблему интеллектуальной
силы, символом творческого сознания («the spiritual staircase of thought»). Примерами воплощения творческого процесса в восточных образах являются поэма «Кубла
Хан» (Kubla Khan, 1798), сонет «Нубийская фантазия» (Nubibus Fancy, 1817).
В «Кубла Хане» представлены три образа творца (поэт-визионер, поэт-рассказчик и
поэт-герой как посредник между видением и реальностью), восходящие к
платоновской триаде. Абиссинская дева — аллегория фантазии, Дворец Кубла
Хана (символ) одновременно конкретен и идеален во времени и пространстве, подобно
восточному иероглифу. В сонете Колридж иллюстрирует, интерпретируя один и тот же
образ, 4 ступени и формы творчества: умозрительную фантазию субъективного характера, стандартный вымысел, закрепленный
в привычном восприятии многих, метафору,
отражающую красоту объекта, как результат «первичного» воображения», и
символ, преображающий буквальный смысл объекта в идеальный, как результат работы
«вторичного» воображения. В творчестве Р. Саути восточная культура осмысляется в религиозно-историческом
ключе. Поэма «Талаба-разрушитель» (1801) — лиро-эпическая поэма-драма о рождении
монотеистической религии в арабском мире. Саути не принимал индуизм за его
многобожие, фатализм и отсутствие персональной ответственности. Колридж осмыслял восточные мотивы в контексте своей
философской системы «органического единства», Саути
интересовали исторические и религиозные аспекты восточной культуры.