46th International Philological Research Conference

Puellae populares (Hor. Carm. II, 13, 24–25)

Всеволод Владимирович Зельченко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2017-03-15
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Гораций, Сапфо, жанр любовного напутствия, лексический комментарий.



Тезисы

В знаменитом пассаже из оды об упавшем дереве Гораций называет двух своих греческих предшественников, поющих теперь для теней в Аиде: Алкей говорит о тяготах изгнания и гражданской распри, а Сапфо «сетует о девушках-соотечественницах». Традиционное понимание этих слов относит их, в предельно общем смысле, к стихам о неразделенной страсти; однако сильное слово «populares» заслуживает объяснения, что, по-видимому, осознавали уже схолиасты: в самом деле, трудно представить себе фразу «в творчестве Ахматовой есть стихи о трагической любви, обращенные к землякам». В комментарии Р. Нисбета и М. Хаббард, где эта трудность была подчеркнута, по-видимому, впервые в Новое время, предлагается видеть в populares завуалированный намек на лесбийскую любовь. Критикуя эту версию, докладчик предлагает обратить внимание на те стихи Сапфо, в которых она прощается с девушками своего круга, выходящими замуж и покидающими Лесбос. Любовные propemptika — жанр, для которого Сапфо служила образцом; выделяя в ее творчестве именно эту тему, Гораций получает возможность для остроумного сопоставления с Алкеем, который также queritur de popularibus, но в ином, политическом смысле.