Puellae populares (Hor. Carm. II, 13, 24–25)
Всеволод Владимирович Зельченко
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-А
2017-03-15
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Гораций, Сапфо, жанр любовного напутствия,
лексический комментарий.
Тезисы
В знаменитом пассаже из оды об упавшем дереве
Гораций называет двух своих греческих предшественников, поющих теперь для теней
в Аиде: Алкей говорит о тяготах изгнания и гражданской распри, а Сапфо «сетует
о девушках-соотечественницах». Традиционное понимание этих слов относит их, в
предельно общем смысле, к стихам о неразделенной страсти; однако сильное слово
«populares»
заслуживает объяснения, что, по-видимому, осознавали уже схолиасты: в самом
деле, трудно представить себе фразу «в творчестве Ахматовой есть стихи о
трагической любви, обращенные к землякам».
В комментарии Р. Нисбета и М. Хаббард, где эта трудность была подчеркнута,
по-видимому, впервые в Новое время, предлагается видеть в populares завуалированный намек на лесбийскую любовь. Критикуя эту версию,
докладчик предлагает обратить внимание на те стихи Сапфо, в которых она
прощается с девушками своего круга, выходящими замуж и покидающими Лесбос. Любовные
propemptika — жанр,
для которого Сапфо служила образцом; выделяя в ее творчестве именно эту тему,
Гораций получает возможность для остроумного сопоставления с Алкеем, который
также queritur de popularibus, но в ином, политическом смысле.