Персонаж и его тело: риторика танца в советском кино
Валерий Юрьевич Вьюгин
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Диана Михайловна Ильина
Докладчик
старший лаборант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
25
2017-03-20
14:45 -
15:15
Ключевые слова, аннотация
Кино, СССР, кинонарратив, визуальность, риторика.
Тезисы
Попытки осмыслить символику телесности в кино имеют очень долгую историю и крайне разнообразны по характеру. В своем докладе мы сосредоточимся лишь на одном аспекте темы, выделив в качестве материала для анализа танец, каким он предстает на разных этапах истории кинематографа СССР. Нас будет интересовать символическая функция хореографических эпизодов, внедряемых в киноповествование и неожиданно нарушающих специфику общего «хронотопа», что в большей степени характерно не для музыкального, а для обычного кино. Танцевальное пространство в этом случае наделяется статусом особой семиотической реальности, раскрывающей те особенности персонажей и авторского отношения к ним, которые фильммейкеры изначально предпочли обойти вниманием в рамках основного нарратива. Благодаря собственной автономной эстетике и музыкальному контексту, танцевальные эпизоды зачастую привносят киноповествование свою этико-эстетическую ценностную шкалу, противоречащую той, которая предопределена сюжетом фильма в целом. В таких ситуациях отрицательный персонаж воспринимается с симпатией, а положительный до известной степени дискредитируется. Становление советского кинематографа происходило под эгидой соцреалистической схематики, то есть с ориентацией на создание либо идеального положительного героя, либо героя, воплощающего почти абсолютное зло, с установкой на экспликацию авторского отношения к тому и другому. В то же время такая практика, достигнув апогея в 1930–1940-е гг., продержалась не очень долго. Центральную проблему доклада можно сформулировать так: какую роль в становлении и разложении соцреалистической эстетики сыграл кинотанец? С этой точки зрения в докладе будут рассмотрены фильмы Г. В. Александрова, И. А. Пырьева, А. Б. Столпера, М. И. Ершова, Г. Н. Данелия, но не только они.