46th International Philological Research Conference

К вопросу об авторстве сочинений, приписываемых Кириллу Туровскому (на материале «Поучения о подвизе иноческого жития»)

Галина Серафимовна Баранкова
Докладчик
ведущий научный сотрудник
Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН

195
2017-03-16
14:00 - 14:20

Ключевые слова, аннотация

Авторство, Кирилл Туровский, монашество, филологический подход, аллегории, толкования, язык. стиль, лексика, стилистические фигуры.

Тезисы

Вопрос об атрибуции сочинений Кириллу Туровскому до сих пор остается нерешенным. Ему достоверно принадлежат 8 Слов, три нарративных сочинения («Притча о душе и теле», «Повесть о беспечном царе и его мудром советнике», «Сказание о черноризском чине») и цикл молитв. Число же приписываемых ему произведений доходит до 70. Одним из них является «Поучение о подвизе иноческого жития» (ГИМ, собр. Чудовское, № 20, XIV в.), возможным автором которого митрополит Макарий (Булгаков) считал Туровского епископа.
Для определения авторской принадлежности произведений Кириллу необходим комплексный филологический подход, включающий исследование образно-аллегорической системы, языковых и стилистических особенностей этих текстов в сравнении с приемами и образами, используемыми в бесспорно принадлежащих Кириллу произведениях. Сочинения Кирилла на тему монашеского духовного подвига (Сказание и Повесть) тематически и стилистически близки Поучению. В них содержатся многочисленные аллегорические толкования, но характер их различен: у Кирилла они сложнее и изысканнее, в Поучении проще и нагляднее. Если в Повести монастырь — это «гора с духовным оружием на дьявола», то в Поучении монастырь — «небо умное», а также «торг», свеча — «вера», масло — «добродетель», а также «послушанье к игумену». В обоих произведениях использованы разнообразные стилистические фигуры, амплификация, повторы, но у Кирилла этот набор богаче, безымянный же автор предпочитает этимологические фигуры (пленом пленяет, тля тлит, богатством богатеет и т. п.). В Поучении использована лексика, которой нет в произведениях Кирилла (надра. пропутье, руковять и др.). Сказанное заставляет утверждать, что Поучение не принадлежит Кириллу Туровскому.