46th International Philological Research Conference

«Hochheiliges Geschft» Х.-Ф. Геллерта: к истории одной идеи

Михаил Витальевич Корышев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Екатерина Павловна Иванова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

190
2017-03-15
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Геллерт, Просвещение в Германии, fröhlicher Wechsel, sacrum commercium, Новый Завет, Бернард Клервосский, францисканская духовность, Лютер, сотериология, история идей.

Тезисы

В истории немецкой литературы особым образом выделяется имя Христиана Фюрхтеготта Геллерта (1715–1769), в котором Гете видел «фундамент немецкой нравственной культуры» («Поэзия и правда», II, 7). Геллерт, некогда пользовавшийся исключительным авторитетом, в настоящее время занимает, как кажется, скромное место в культурной жизни современной Германии, однако необходимость осмысления содержания именно немецкой культуры в складывающейся сейчас социокультурной ситуации заставляет нас обращаться к его поэтическому наследию. В докладе рассматривается встречающаяся в одной из «Страстных песен» Геллерта идея «священного дела/священной сделки». Представляется, что здесь в стихотворную форму облекается центральная для сотериологии идея о внутренней взаимосвязи снисхождения Бога к человеку через боговоплощение Христа и его Страсти и обожения человека. Истоки этого учения мы находим в посланиях апостола Павла, впервые явным образом оно оформляется в «Послании к Диогнету», затем воплощается в латинской литургической традиции (ср. «Exultet» св. Амвросия Медиоланского), отражаясь в средневековой мистической традиции (св. Бернард Клервосский, францисканская школа). В протестантском богословии «радостный / счастливый обмен» (fröhlicher Wechsel) — центральная тема «богословия Креста» у Лютера, однако именно Геллерт имплементирует эту мысль через одно из фундаментальных для формирующейся в эпоху Просвещения буржуазной Германии понятий сделки (Geschäft), отражающейся в заключаемом двумя сторонами договоре. Именно таким образом Геллерту удается не только приблизить читателю и слушателю основополагающие идеи о спасении, но и обратить его внутренний взгляд на мысль об индивидуальной ответственности за все содеянное мыслью, словом и делом в силу заключенного с Богом договора.