«Hochheiliges Geschft» Х.-Ф. Геллерта: к истории одной идеи
Михаил Витальевич Корышев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Екатерина Павловна Иванова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2017-03-15
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Геллерт, Просвещение в Германии, fröhlicher Wechsel, sacrum commercium, Новый Завет, Бернард Клервосский, францисканская духовность, Лютер, сотериология, история идей.
Тезисы
В истории немецкой литературы
особым образом выделяется имя Христиана Фюрхтеготта Геллерта (1715–1769), в
котором Гете видел «фундамент немецкой нравственной культуры» («Поэзия и
правда», II, 7). Геллерт, некогда пользовавшийся исключительным авторитетом, в настоящее время
занимает, как кажется, скромное место в культурной жизни современной
Германии, однако необходимость осмысления содержания именно немецкой культуры в
складывающейся сейчас социокультурной ситуации заставляет нас обращаться к его
поэтическому наследию.
В
докладе рассматривается встречающаяся в одной из «Страстных песен» Геллерта
идея «священного дела/священной сделки». Представляется, что здесь в
стихотворную форму облекается центральная для сотериологии идея о внутренней
взаимосвязи снисхождения Бога к человеку через боговоплощение Христа и его
Страсти и обожения человека. Истоки этого учения мы находим в посланиях
апостола Павла, впервые явным образом оно оформляется в «Послании к Диогнету»,
затем воплощается в латинской литургической традиции (ср. «Exultet» св.
Амвросия Медиоланского), отражаясь в средневековой мистической традиции (св.
Бернард Клервосский, францисканская школа). В протестантском богословии
«радостный / счастливый обмен» (fröhlicher
Wechsel) — центральная тема «богословия Креста» у Лютера,
однако именно Геллерт имплементирует эту
мысль через одно из фундаментальных для формирующейся в эпоху Просвещения
буржуазной Германии понятий сделки (Geschäft), отражающейся в заключаемом двумя сторонами
договоре. Именно таким образом Геллерту удается не только приблизить читателю и
слушателю основополагающие идеи о спасении, но и обратить его внутренний взгляд
на мысль об индивидуальной ответственности за все содеянное мыслью, словом и
делом в силу заключенного с Богом договора.