О значении лексемы plus appuyée Франсуа Куперена
Алексей Анатольевич Панов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Иван Васильевич Розанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-14
10:30 -
10:55
Ключевые слова, аннотация
Куперен, французское барокко, сoulés, французская музыка, интерпретация.
Тезисы
Coulés, dont les points marquent
que la Seconde notte de Chaque tems
doit être plus appuyée, — такими словами в Таблице с расшифровкой украшений, приложенной к Первому сборнику пьес для клавесина Фр. Куперена (1713), сопровождается объяснение мелизма, обозначенного в
нотации точкой в конце небольшой лиги. Предлагается следующий перевод
инструкции Куперена: «Лиги, у которых точки обозначают, что вторая нота каждой
доли должна быть [исполнена] с опорой». В переводе на русский язык трактата
Куперена (1973) это указание трактуется как «своего рода форшлаг; точки
показывают, что вторая нота каждого счета (четверти) должна быть более
акцентирована». Изрядные расхождения в переводе слов Куперена на английский и
немецкий язык встречаются и в зарубежных публикациях. Аналогичные расхождения существуют
и в исполнительской реализации этого украшения, что обусловлено неоднозначным
толкованием терминов Coulés, tems, и appuyée. В предлагаемом
докладе на основе многочисленных исторических документов XVIII в., в числе которых труды Дом Бедоса (Анграмеля), Дюпюи, Фуке, К. Ф. Э. Баха и Фр. В. Марпурга, предпринимается попытка установить истинное значение указанных терминов
и предлагается корректный способ исполнительской интерпретации данного
украшения. Опираясь на авторитетное мнение старинных французских и немецких музыкантов, авторы доклада трактуют инструкцию Куперена следующим образом: «Лиги, у которых точки обозначают, что вторая
нота каждой доли должна быть [исполнена] с опорой».