XLVI Международная филологическая научная конференция

О значении лексемы plus appuyée Франсуа Куперена

Алексей Анатольевич Панов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Иван Васильевич Розанов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-14
10:30 - 10:55

Ключевые слова, аннотация

Куперен, французское барокко, сoulés, французская музыка, интерпретация.

Тезисы

Coulés, dont les points marquent que la Seconde notte de Chaque tems doit être plus appuyée,такими словами в Таблице с расшифровкой украшений, приложенной к Первому сборнику пьес для клавесина Фр. Куперена (1713), сопровождается объяснение мелизма, обозначенного в нотации точкой в конце небольшой лиги. Предлагается следующий перевод инструкции Куперена: «Лиги, у которых точки обозначают, что вторая нота каждой доли должна быть [исполнена] с опорой». В переводе на русский язык трактата Куперена (1973) это указание трактуется как «своего рода форшлаг; точки показывают, что вторая нота каждого счета (четверти) должна быть более акцентирована». Изрядные расхождения в переводе слов Куперена на английский и немецкий язык встречаются и в зарубежных публикациях. Аналогичные расхождения существуют и в исполнительской реализации этого украшения, что обусловлено неоднозначным толкованием терминов Coulés, tems, и appuyée. В предлагаемом докладе на основе многочисленных исторических документов XVIII в., в числе которых труды Дом Бедоса (Анграмеля), Дюпюи, Фуке, К. Ф. Э. Баха и Фр. В. Марпурга, предпринимается попытка установить истинное значение указанных терминов и предлагается корректный способ исполнительской интерпретации данного украшения. Опираясь на авторитетное мнение старинных французских и немецких музыкантов, авторы доклада трактуют инструкцию Куперена следующим образом: «Лиги, у которых точки обозначают, что вторая нота каждой доли должна быть [исполнена] с опорой».