Неологизм postfaktisch в немецких медиатекстах: семантика, прагматика, сочетаемость и дискурсообразующий потенциал
Елена Анатольевна Ковтунова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
209
2017-03-18
11:50 -
12:05
Ключевые слова, аннотация
Неологизм, политическая терминология, ключевое слово,
медиатекст, дискурс-анализ лексики.
Тезисы
В
прошлом году в медийном пространстве Германии общественно-политический дискурс
во многом определило новообразование postfaktisch ‘anerkannte
Tatsachen,
als
gesichert
geltendes
Wissen
nicht
zur
Kenntnis
nehmend
und
sich
stattdessen
auf
subjektive
Wahrnehmungen
und
ungeprüfte Behauptungen
stützend bzw. sich auf Stimmungen,
Gefühle beziehend‘,
восходящее к англ. post truth. Общество немецкого языка объявило postfaktisch
словом
года.
В
докладе речь пойдет о вопросах, связанных с дискурсивной реализацией лексемы postfaktisch
в немецких медийных текстах. Дискурс-анализ лексики, конституирование дискурсивных
значений слов представляет большой интерес для современной лингвистики. Такой
подход позволяет не только реконструировать общественно и культурно значимое
знание, но и показывает, как при помощи языка конструируется общественная
действительность.
Анализ
словарей, корпусов и архивов некоторых немецких изданий показал, что
кодификация данного слова пока имеет место только на ресурсе DWDS, а контексты употребления в СМИ фиксируются
лишь, начиная с осени 2016 г.
Таким
образом, мы имеем дело с медийным неологизмом (с точки зрения лексикологии),
новым политическим термином (с позиций терминоведения), ключевым словом (в
понимании политолингвистики), семантизация которого происходит на данном этапе
в сфере функционирования, в современных медиатекстах. Политикам или авторам статей
приходится пояснять значение нового термина не только в силу того, что читатель
может его не знать, но и для того, чтобы сообщить, навязать обществу своё
понимание реальной ситуации: [A. Merkel:] Es heißt ja neuerdings, wir lebten in postfaktischen Zeiten. Das soll
wohl heißen, die Menschen interessieren sich nicht mehr für Fakten, sie folgen
allein den Gefühlen. [Der Tagesspiegel, 21.09.16]