Этнопоэтика романа Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока»
Альфия Исламовна Смирнова
Докладчик
профессор
Московский городской педагогический университет
Московский городской педагогический университет
1000
2017-03-15
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Этнопоэтика, роман, пространство, локус, модель мира, мифопоэтика.
Тезисы
Модель мира в романе Наринэ Абгарян
«С неба упали три яблока» строится на оппозиции верха (гора, скала) и низа
(долина). В центре романа — жизнь
обитателей маленькой армянской деревни Маран, примостившейся на уцелевшем после
«страшного землетрясения» плече горы Маниш-кара. Жизнь на вершине горы вблизи
небес сформировала менталитет и силу духа маранцев, не пожелавших покинуть
родную деревню после случившегося. Семантика образа Маниш-кара вбирает в себя
разные смыслы: возвышение (подъем в гору предполагает преодоление трудностей),
восхождение (вершина горы соприкасается с небесами, является символом духовного
роста), сакральный центр мира. Деревня располагается высоко, долина — в низине.
О долине известно немного, но она
незримо присутствует в жизни деревни. Долина и Гора связаны друг с другом: долина для маранцев —
это место учебы и лечения, временного проживания, источник помощи и новостей.
После землетрясения
жизнь Марана разделилась на две половины: до
катаклизма и после. Оппозиция тогда и теперь моделирует образ мира и реализуется в тексте в локусах мейдана,
кузницы, библиотеки, дома. Мифопоэтическая модель мира, предстающая в романе,
символизирует возрождение маранцев к жизни после пережитого ими апокалипсиса. С
этого момента для них начинается новый отсчет времени: с года пришествия в деревню Ноева стада, и новая
история Марана. Пространственные образы гора Маниш-кара, долина,
деревня Маран, мейдан, дом и оппозиции верх/низ, прошлое/настоящее выполняют
в романе миромоделирующую функцию, способствуя раскрытию этнопоэтической картины
мира. И хотя в тексте переплетаются разные стилевые пласты, образ Марана
предстает как единый, целостный и вечный, как мифопоэтическая модель мира.