XLVI Международная филологическая научная конференция

Этнопоэтика романа Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока»

Альфия Исламовна Смирнова
Докладчик
профессор
Московский городской педагогический университет

1000
2017-03-15
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Этнопоэтика, роман, пространство, локус, модель мира, мифопоэтика.

Тезисы

Модель мира в романе Наринэ Абгарян «С неба упали три яблока» строится на оппозиции верха (гора, скала) и низа (долина). В центре романа — жизнь обитателей маленькой армянской деревни Маран, примостившейся на уцелевшем после «страшного землетрясения» плече горы Маниш-кара. Жизнь на вершине горы вблизи небес сформировала менталитет и силу духа маранцев, не пожелавших покинуть родную деревню после случившегося. Семантика образа Маниш-кара вбирает в себя разные смыслы: возвышение (подъем в гору предполагает преодоление трудностей), восхождение (вершина горы соприкасается с небесами, является символом духовного роста), сакральный центр мира. Деревня располагается высоко, долина — в низине. О долине известно немного, но она незримо присутствует в жизни деревни. Долина и Гора связаны друг с другом: долина для маранцев — это место учебы и лечения, временного проживания, источник помощи и новостей. После землетрясения жизнь Марана разделилась на две половины: до катаклизма и после. Оппозиция тогда и теперь моделирует образ мира и реализуется в тексте в локусах мейдана, кузницы, библиотеки, дома. Мифопоэтическая модель мира, предстающая в романе, символизирует возрождение маранцев к жизни после пережитого ими апокалипсиса. С этого момента для них начинается новый отсчет времени: с года  пришествия в деревню Ноева стада, и новая история Марана. Пространственные образы гора Маниш-кара, долина, деревня Маран, мейдан, дом и оппозиции верх/низ, прошлое/настоящее выполняют в романе миромоделирующую функцию, способствуя раскрытию этнопоэтической картины мира. И хотя в тексте переплетаются разные стилевые пласты, образ Марана предстает как единый, целостный и вечный, как мифопоэтическая модель мира.