Реализация оппозиции «свой — чужой» в диалектном дискурсе
Янина Валерьевна Мызникова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
164
2017-03-15
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Диалектная коммуникация, оппозиция «свой —
чужой», диалектоноситель, собиратель, языковая ситуация, коммуникативная неудача, микроэтнонимы.
Тезисы
Оппозиция
«свой — чужой», как один из способов категоризации действительности, имеет
отражение в языке, сопрягаясь с категорией отрицательной оценки. Для
диалектоносителя круг «своих», как правило, очерчивается рамками социума
сельского населенного пункта. Коммуникация с представителями других социумов,
т. е. с «чужими», часто сопряжена с негативной или настороженной реакцией.
Так, общение информанта-диалектоносителя с собирателем-диалектологом является
случаем межсоциумной коммуникации. Такой тип взаимодействия может закончиться коммуникативной неудачей,
если собиратель не попытается хотя бы в какой-то степени преодолеть барьер
«отчуждения». Ведь в сельском социуме, который
является сообществом коллективистского типа, на речевое поведение могут быть
наложены такие ограничения, как сдержанность в общении с малознакомыми
людьми, нежелание говорить о том, что потенциально
может «навредить» членам социума. При этом внутри деревенского социума,
для «своих» существуют особые «внутренние» правила коммуникации: это может быть
использование известных только членам данного социума «улишных» имен-прозвищ,
принятых в данном населённом пункте элементов речевого этикета. Для выделения
соседних социумов могут использоваться коллективные прозвища и микроэтнонимы.
Выделение «чужих» чаще всего происходит на конфессиональной почве, на
культурно-исторической базе, на основе различия в языке или говоре.
Противопоставление «чужих» может происходить и на этнической основе, но при
этом, как правило, к этнической «чуждости» добавляется «чуждость» культурная
или религиозная. Указанные закономерности хорошо прослеживаются в
полиэтнической и полиязыковой среде Поволжья, где бок о бок проживают
славянские, тюркские и финно-угорские группы населения.