XLVI Международная филологическая научная конференция

Реализация оппозиции «свой — чужой» в диалектном дискурсе

Янина Валерьевна Мызникова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

164
2017-03-15
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Диалектная коммуникация, оппозиция «свой — чужой», диалектоноситель, собиратель, языковая ситуация, коммуникативная неудача, микроэтнонимы.

Тезисы

Оппозиция «свой — чужой», как один из способов категоризации действительности, имеет отражение в языке, сопрягаясь с категорией отрицательной оценки. Для диалектоносителя круг «своих», как правило, очерчивается рамками социума сельского населенного пункта. Коммуникация с представителями других социумов, т. е. с «чужими», часто сопряжена с негативной или настороженной реакцией. Так, общение информанта-диалектоносителя с собирателем-диалектологом является случаем межсоциумной коммуникации. Такой тип взаимодействия может закончиться коммуникативной неудачей, если собиратель не попытается хотя бы в какой-то степени преодолеть барьер «отчуждения». Ведь в сельском социуме, который является сообществом коллективистского типа, на речевое поведение могут быть наложены такие ограничения, как сдержанность в общении с малознакомыми людьми, нежелание говорить о том, что потенциально может «навредить» членам социума. При этом внутри деревенского социума, для «своих» существуют особые «внутренние» правила коммуникации: это может быть использование известных только членам данного социума «улишных» имен-прозвищ, принятых в данном населённом пункте элементов речевого этикета. Для выделения соседних социумов могут использоваться коллективные прозвища и микроэтнонимы. Выделение «чужих» чаще всего происходит на конфессиональной почве, на культурно-исторической базе, на основе различия в языке или говоре. Противопоставление «чужих» может происходить и на этнической основе, но при этом, как правило, к этнической «чуждости» добавляется «чуждость» культурная или религиозная. Указанные закономерности хорошо прослеживаются в полиэтнической и полиязыковой среде Поволжья, где бок о бок проживают славянские, тюркские и финно-угорские группы населения.