Русская волшебная сказка в ХХI в.: исчезновение или новая жизнь жанра
Варвара Евгеньевна Добровольская
Докладчик
доцент
Институт славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
Институт славянской культуры Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
188
2017-03-14
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
Фольклористика, волшебная сказка, традиция, инновация, жанровая природа.
Тезисы
Записи последних десятилетий свидетельствуют не только о разрушении, но и
об изменении сказочной традиции. С одной стороны, считается, что материалы
последних трех десятилетий нельзя рассматривать в контексте общесказочного
репертуара и включать в указатель сказочных типов, так как среди них много
пересказов не только литературных обработок сказок и авторских текстов, но
также кино- и мультфильмов. Исследователи отмечают, что в современных записях
наблюдается «бытовизация» и
«новеллизация» волшебной сказки: исчезновение фантастических элементов,
увеличение числа бытовых деталей, психологических мотивировок действий персонажей, подробных описаний и
т. п. Помимо этого сказка начинает активно взаимодействовать с жанрами несказочной
прозы. В тоже время русская волшебная сказка
еще с конца XIX в. активно использует литературные сюжеты, многие из которых входят в
ядро русского сказочного репертуара. На творческое наследие ряда сказочников
влияет именно книги, а в репертуаре многих из них помимо классических сюжетов
есть тексты являющиеся пересказом авторских произведений. Но говоря о затухании
сказочной традиции, об эпигонстве в творчестве сказочников-профессионалов, мы
забываем о том, что записываем тексты и от людей, которых принято называть
«передатчиками», т. е. от тех, для кого сказки являются случайными текстами.
Рассматривая репертуар таких «невольных» сказочников, исследователи
традиционно отмечали схематичность
передачи сюжета и плохое владение
традицией. В настоящее время ситуация
изменилась. Материалы последних лет позволяют говорить о том, что появились люди,
для которых сказочный текст стал средством для рефлексии о прошлом семьи, о
роли традиции в жизни человека и общества, а в некоторых случаях и своеобразной
связью с родиной.